Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 146 
Next page End  

детей зависит от повышенной детской внушаемости. Было бы, однако,
неправильно делать отсюда вывод о преимуществах одиночного заключения
для малолетних, как и для взрослых, преступников. Притупляющее влияние
одиночного заключения на умственное развитие настолько значительно, что не
может быть и речи о том, чтобы применение его в какой-либо мере можно
было оправдывать не только в применении к детям, но и к взрослым. Для
детей-преступников, во всяком случае, наиболее благонадежным является
лишь перевоспитание их в хорошо устроенных детских колониях.
Равным образом известны и самоубийства под влиянием тех же условий. Н.
Plecher рассказывает, как одна 17-летняя девушка, Fanny Schneider из
Wilhelmshafen, решила покончить с собою, открывши кран газового рожка.
Причиной было то, что она начиталась романа, под влиянием которого ей
захотелось однажды «так же прекрасно» умереть, как описывалось в этом
романе. Будучи уже мертвой, она еще держала в правой руке книгу своего
романа.
Внушение как причина самоубийства в юношеском возрасте отмечается весьма
многими авторами. Один из поразительных примеров, где одной из причин
самоубийства явилось внушение, представляет следующий случай. Молодая
девушка 25 апреля 1890 г. бросилась на рельсы пред локомотивом и была
раздавлена. При ней была найдена записка, в которой говорилось, что она уже
давно преследовалась мыслями о самоубийстве. Причина этого заключается в
том, что ей еще в детстве предсказано, что она сама себя лишит жизни. «Это
верно, но не надо было мне об этом говорить», — значилось в записке.
Еще более яркими примерами детской внушаемости являются патологические
случаи, особенно же случаи развития нервных состояний под влиянием
внешних впечатлений. Всем известно, например, что испуг, простой испуг,
служит одной из частых причин развития падучей, которая в таких случаях
нередко остается на всю жизнь.
Также нередко под влиянием пережитого страха дети подвергаются заиканию,
которое с течением времени закрепляется и при новых волнениях еще более
усиливается.
Далее известно, что ребенок, раз увидевши судороги, и сам подвергается
судорожным состояниям. Таким образом, часто развиваются у детей
хореические и истерические судороги. Полагаю, что эти факты настолько
общеизвестны, что совершенно излишне здесь приводить им примеры.
Не менее часты случаи параличей, развивающихся у детей по внушению.
Можно было бы привести многочисленные примеры развития у детей таких
параличей, которые раз развившись, также быстро исчезали при
соответственном внушении.
А вот, например, мальчик 9-10 лет, доставленный в клинику с диагнозом
«расширение спинного мозга». У него оказался вялый паралич обеих ног и
другие сопутствующие явления. Ошибочость диагноза, однако, обнаружилась
тотчас же, как только приступили к электрическому исследованию, так как
ребенок внезапно спрыгнул с кровати, и побежал. Оказалось, что мальчик как-
то был сброшен и при этом он слышал рассказ, как другой ребенок после
такого падения сделался несчастным.
Вследствие этого походка его становилась все хуже и хуже, пока дело не
дошло до паралича ног.
Таких или подобных случаев с истерическими расстройствами того или иного
рода у детей можно было бы указать множество. Baginsky (Zeitschr. f. Pad.
Hosted by uCoz