Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 146 
Next page End  

Отсюда понятно и значение внушения в воспитании.
Нетрудно представить себе, что ребенок может оказаться нравственным
уродом только потому, что он вырос в соответствующей среде.
Вот почему ребенок благодаря своей необычной впечатлительности должен
быть оберегаем от всего, что так или иначе может пагубно отразиться на его
детской природе.
A. Boginski повторяет в сущности избитую истину, говоря, что под влиянием
дурной среды создаются дурные привычки, дурные нравы, ложь, преступность
и обратно — созданные под влиянием дурной среды дурные привычки и
понятия благодаря применению и улучшению среды исчезают и сменяются
лучшими.
Значение внушения для воспитания, сколько известно, впервые было указано
Berillon'ом в его докладах еще в 66-м и в 87-м годах. Позднее, и другие врачи и
педагоги останавливались на значении внушения в деле воспитания. Между
прочим, Fогеl признает внушение за основной руководитель правильного
воспитания. «Добрая часть педагогики, —по его словам, — покоится на
правильно понятом и выполняемом внушении».
Tromner в своем сочинении о гипнотизме говорит: «Меня удивляет, как мало
интереса уделяют даже мудрые педагоги учению о внушении даже теперь,
когда обнаруживается оживление идей гуманности, признание известного
уважения к жизни и личности детей, хотя уже признается, что все воспитание
состоит не в выработке послушания и в дрессировке памяти, а в развитии
духовного организма в определенном направлении, установленном законами
жизни».
Между прочим, Tromner считается с возражением, что путем воспитания
должны создаваться не «внушаемые» характеры, а, наоборот, характеры, не
поддающиеся стороннему влиянию. По этому поводу он говорит, что вообще
все люди способны к влиянию и сохраняют эту способность даже после
лучшей школы, и притом без ущерба для своей жизни. С другой стороны,
педагогическое внушение, если оно целесообразно и правильно применяется,
может быть только полезным, так как каждое внушение не только может
вызывать желаемое изменение, но и в то же время устраняет все другие
явления, которые ему противодействуют.
По Vегwоrn'у, все воспитание покоится на внушении. Дитя воспринимает
представления, которые мы ему даем, без дальнейшего, не проверяя и даже не
имея возможности проверить, в какой мере правильны и соответственны те
представления, которые мы у них возбуждаем и которые они усваивают. Мы
говорим ребенку: этого ты не должен, этого нельзя, так нужно делать, это
хорошо, это дурно и т. д. Дитя принимает сказанное, не вникая в него, и таким
образом получает первые основные эстетические понятия.
Первоначальные ступени духовного развития состоят вообще в усвоении
такого рода внушений. Но все эти внушения продолжают действовать также и
в дальнейшей жизни взрослых, ибо, что ребенок себе усвоил, как известно,
много прочнее, чем то, что приобретается во взрослом состоянии или в
позднейшем возрасте.
Особую важность внушения в воспитании и педагогике отмечают также Lay,
Barth и PIеcher. Последний автор, признавая внушение за важный фактор в
воспитании, говорит, что многое из того, что ребенок выучивает, он выучивает
подражанием, но подражание основывается главным образом на внушающем
влиянии воображения.
Hosted by uCoz