Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 146 
Next page End  

Само собой разумеется, что большое значение для ребенка имеет
музыкальность самих родителей или няни и воспитательницы. В таком случае
они сумеют передать ребенку все доступное ему музыкально-художественное в
своих песнях. Но так как музыкальность есть ничуть не общее свойство людей
и к тому же музыкальные знания никогда не могут быть всеобъемлющими, то
особенной помощью в этом деле может служить граммофон с тщательным
подбором пластинок с детскими или доступными детскому слуху и
соответствующими его возрасту песнями.
При этом нужно иметь в виду, что с музыкальным воспитанием достигается не
одно только развитие слуха, что вообще чрезвычайно важно, а гораздо больше:
этим достигается и лучшее настроение, и опоэтизирование окружающей
природы, равно как и облагораживание взаимоотношений между людьми, что
возвышает нравственную сторону будущей личности.
Чрезвычайно жаль, что до сих пор на эту сторону воспитания мало обращают
внимания и в школах, и в дошкольном семейном и общественном воспитании,
а между тем к созданию детских музыкальных пьес нужно бы привлечь
лучших композиторов мира, ибо нет более значительной цели музыки, как
облагораживание души, а она достигается легче всего в детском возрасте.
Но раньше и прежде всего должен быть лучший пример для ребенка в
окружающих лицах, особенно же в наставниках. Пример для ребенка все, и он,
естественно, является подражателем и повторителем всего, что видит и
слышит.
Вот почему живая среда или товарищество в воспитании приобретают
особенно важную роль. Благодаря товариществу легко прививается
непосредственно путем внушения все: и хорошее и дурное; к сожалению, чаще
всего этим путем прививаются самые дурные привычки. Здесь, между прочим,
сказывается импонирующее влияние массы лиц на отдельных воспитанников.
Особенно сильно это сказывается в отношении половой сферы, которая в
школьном возрасте начинает впервые заявлять о себе и, не будучи предметом
воспитания, служит объектом поразительного и грубого извращения.
В этом отношении всем известно повальное распространение онанизма в
закрытых школах, где товарищеское воздействие в форме внушения прямого и
косвенного играет особенно видную роль. В этом отношении раскрываются из
жизни интернатов поразительные явления, которым трудно было бы поверить,
если бы они не были действительностью.
Против этого зла надежными средствами являются соответственное половое
воспитание и своевременное ознакомление детей со значением половой
функции и с последствиями нарушения в области половых отправлений и,
наконец, моральное влияние самого воспитателя, которого авторитет может
победить влияние товарищества и в то же время может подействовать и на всю
массу облагораживающим образом.
Устранение дурного влияния массы на отдельных лиц и облагораживание
самой массы возможны при том условии, если в свободное от занятий время
дети будут находиться в присутствии и по возможности под руководством
старших. Необходимо, однако, чтобы присутствием последних они не были
стеснены и чтобы старшие в этом случае были не их начальниками, а их
друзьями.
Личность воспитателя в известных случаях вообще имеет еще большее
значение, нежели влияние среды. Авторитет его представляет во всяком случае
один из важных факторов в школьной жизни и даже преобладает над
Hosted by uCoz