Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 146 
Next page End  

учеников к наиболее важному пункту своего изложения, но ожидание может
быть и вредным, так как оно может содействовать ошибочному усвоению
путем самовнушения.
Борьба с последним возможна только путем самостоятельной работы детей.
Нужно приучать детей, чтобы они проверяли все сами и чтобы все сами видели
и ко всему относились бы с критикой. В этом отношении особенно полезно
введение такого принципа в школьном преподавании, чтобы в приобретении
знания участвовали по возможности все органы чувств, а не только слух.
Кроме того, полезно детей приучать к критическому обсуждению усвоенного.
Человек есть продукт среды, но человек есть и продукт воспитания, которое
должно умерять неблагоприятное влияние внушения и в то же время должно
пользоваться внушением, где оно полезно.
Самостоятельная работа делает также ученика независимым не только от
самовнушения, но и от влияния учителя и учебного материала. Она развивает в
ребенке самоопределение своей силы и создает доверие к себе, что влияет, в
свою очередь, на характер и волю.
Своевременное поощрение словами и своевременное же устранение колебания
путем внушения играет во всякой массовой работе также огромную роль.
Но как ни важно поддерживать и развивать самостоятельную работу мысли
путем убеждения и развития критики, необходимо иметь в виду, что материал
для той сферы психики, которая ложится в основу характера, дается
внушением как непосредственным прививанием идей и чувств.
С другой стороны, во всех тех случаях, в которых дело идет уже о
привившихся дурных привычках или других каких-либо ненормальных
проявлениях, необходимо по возможности немедленно прибегнуть к
систематическому врачебному внушению, которое может быть, смотря по
случаю, гипнотическим внушением, или же просто внушением в бодрственном
состоянии, или тем или иным видом психотерапии.
Что касается гипнотического внушения, то оно уже успешно применялось
некоторыми авторами в случаях тех или иных ненормальных состоянию у
детей.
Так, уже Вегill о b приводит случай излечения у 14,5-летней наследственно
обремененной девочки онанизма, начавшегося с 4 лет, и одновременно с тем
упорного грызения ногтей. Тот же автор сообщает об излечении с помощью
гипнотического внушения склонности к воровству у одного мальчика. В
другом случае тем же путем был избавлен мальчик 12 лет от навязчивого
страха, имевшего предметом смерть бабушки. Доктор Wetterstrand излечил 9-
летнюю девочку гипнотическим внушением от непроизвольного недержания
мочи (Rude). Доктор Liebcault с успехом пользовал гипнотическим внушением
мальчика от лености. Даже один идиот, не имевший возможности вследствие
недостаточного внимания научиться ни читать, ни считать, благодаря
систематическим гипнотическим внушениям, производимым Liebcault, спустя
два месяца мог выучиться читать и вместе с тем мог обходиться с четырьмя
правилами арифметики.
Доктор Rude также сообщает о случае с мальчиком, у которого он путем
гипнотического внушения возбудил не существовавший ранее интерес к
химии, поддерживавшийся в течение нескольких дней; тому же мальчику автор
с успехом путем внушения прививал также интерес к орфографии, к
этимологии, к псалмам и к библейской истории.
Уже вышеизложенные примеры показывают, что гипнотическое и вообще
Hosted by uCoz