Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 146 
Next page End  

малейших послаблений.
Далее, в известных случаях, мы встречаемся с нарушением речи в виде
заикания, приобретенным вследствие подражания или испуга. Оно
обыкновенно также поддается внушению, особенно не в запущенных случаях,
и почти вовсе не поддается другим воспитательным усилиям.
Затем могут быть случаи застенчивости детей или особой конфузливости,
которая вкореняется нередко в самый характер ребенка, становясь иногда
упорным навязчивым состоянием, не поддающимся никаким воспитательным
усилиям, тогда как под влиянием систематически примененного внушения и
психотерапии и эти нарушения обыкновенно исчезают совершенно.
Спрашивается, могут ли внушения оказывать влияние на степень внимания к
занятиям, на развитие к ним интереса и большую степень усвоения?
И в этом отношении, как показывает опыт, внушение и психотерапия могут
оказать свое влияние. По крайней мере, я имел многих молодых людей,
обращавшихся за укреплением их памяти и за большей продуктивностью и
интереса к занятиям, и, поскольку это зависело не от органических причин,
успех всегда достигался в той или другой степени.
Наконец, и непослушание, этот бич учителей и воспитателей, имеющих дело с
испорченными уже детьми, может быть исправляем путем психотерапии.
В этих и подобных им случаях было бы ошибочно думать, что дело
исправляется путем простого внушения: «Слушайтесь своего учителя».
Напротив того, психотерапия будет лишь тогда успешной, если
соответственным образом подготовить ребенка к усвоению им мысли о
необходимости послушания, убедить его, что от этого зависит все его будущее,
и все с большей и большей настойчивостью укрепить идею о полезности и
значении в жизни послушания. При этом нужно подробно изучить все
индивидуальные особенности ребенка, вникнуть в причины непослушания и,
сообразуясь с данными условиями, направить соответственным образом и
психотерапию.
В заключение скажем, что применение внушения и психотерапии к
воспитанию никогда не должно быть шаблонным. Везде и всюду требуется
внимательное отношение к ребенку, к его складу ума и к условиям
происхождения тех или иных уклонений и недостатков, дабы можно было с
успехом воспользоваться психическим воздействием на ребенка в
соответствующих случаях.
При этом нельзя упускать из виду, что лечение тех или иных ненормальных
состояний, привившихся детям, относится, собственно, уже к медицине,
которая в этих случаях приходит на помощь педагогике. Тем не менее в
состояниях отсталости, зависящей от каких-либо индивидуальных условий, а
также в случаях каких-либо психических отклонений у детей одно простое
воспитание оказывается почти всегда бессильным и лишь психотерапия
оказывается тем приемом, который исправляет иногда даже очень тяжелые и
запущенные воспитанием случаи.
1911
ОБ ОПЫТАХ НАЛ «МЫСЛЕННЫМ» ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ПОВЕЛЕНИЕ
ЖИВОТНЫХ.
(Доклад, сделанный в конференции Института по изучению мозга и
психической деятельности в ноябре 1919 г. Печатается по: Вопросы изучения и
воспитания личности. Вып. 2 (дается в сокращении)).
Hosted by uCoz