Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 146 
Next page End  

отличаемы; в остальном же как приказание, так и пример, действуя на разум
человека, могут быть вполне уподоблены логическому убеждению. Так приказ
действует прежде всего силой страха за возможные последствия непослушания
чрез сознание необходимости выполнения, в силу разумности подчинения в
данном случае и т. п. В этом отношении приказание действует подобно
убеждению.
Но независимо от того приказание действует по крайней мере в известных
случаях и непосредственно на психическую сферу, как внушение. Лучшим
примером влияния приказа как внушения служит команда. Последняя
бесспорно есть форма приказания, а кто не знает, что команда действует не
только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививания
известной идеи. С другой стороны, и пример, помимо своего влияния на разум
путем убеждения в полезности того или другого, может еще действовать
наподобие психической заразы, иначе говоря, путем внушения, как совершенно
невольное и безотчетное подражание.
Кто не знает заразительного действия публичных казней? Кому не известно
заразительное влияние самоубийства?
Всем известна, наконец, передача судорожных болезненных форм путем
прямого подражания.
Таким образом, как приказание, так и пример действуют в одних случаях путем
убеждения, в других случаях путем внушения; чаще всего они действуют
одновременно и как убеждение, и как внушение. В силу этого они не могут
быть рассматриваемы как самостоятельные способы воздействия одних лиц на
других, подобно убеждению и внушению.
Равным образом и советы, пожелания, а равно и иные формы психического
воздействия одних лиц на других также могут действовать на психику или в
форме внушения, или в форме убеждения, смотря по отношению к ним того
лица, которому они высказываются.
Итак, очевидно, что в то время как словесное убеждение обыкновенно
действует на другое лицо силой своей логики и непреложными
доказательствами, внушение действует путем непосредственного прививания
психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя
вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Оно действует прямо и
непосредственно на психическую сферу другого лица путем приказа или
уговора, путем увлекательной и взволнованной речи, путем жестов и мимики.
Легко видеть отсюда, что пути для передачи психических состояний с
помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, нежели
пути для передачи мыслей путем убеждения. Вот почему внушение в общем
представляет собою более распространенный фактор, нежели убеждение.
Последнее может действовать преимущественно на лиц, обладающих здравой
и сильной логикой, тогда как внушение действует не только на лиц со здравой
логикой, но еще в большей мере и на лиц, обладающих недостаточной логикой,
как например детей и простолюдинов.
Несомненно поэтому, что внушение или прививание психических состояний
играет особо видную речь в нашем воспитании, по крайней мере до тех пор,
пока логический аппарат ребенка не достигнет известной степени своего
развития, позволяющего ему усваивать логические выводы не менее, нежели
готовые продукты умственной работы других, усваиваемые с помощью так
называемого механического заучивания и подражания, в которых немалую
роль играет внушение, или психическая прививка со стороны воспитателей и
Hosted by uCoz