Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 146 
Next page End  

ныне за больных истерическим психозом. Такие больные среди религиозно
настроенного населения, верящего в силу дьявола, встречаются и у нас в
деревнях под названием порченых и кликуш.
Литература средневековья, особенно XV и XVI вв., изобилует тяжелыми
картинами «бесоодержимости». Приведем одно из наиболее ярких описаний
этого рода, оставленных нам очевидцем Лабертоном. Речь идет о пятнадцати
«одержимых» лувьевских монахинях.
«Эти пятнадцать девушек, — пишет Лабертон, — обнаруживают во время
причастия строгое отвращение к Св. Дарам, строят им гримасы, показывают
язык, плюют на них и богохульствуют с видом самого ужасного нечестия. Они
кощунствуют и отрекаются от Бога более 100 раз в день с поразительною
смелостью и бесстыдством.
По несколько раз в день ими овладевали сильные припадки бешенства и злобы,
во время которых они называют себя демонами, никого не оскорбляя при этом
и не делая вреда священникам, когда те во время самых сильных приступов
кладут им в рот палец.
Во время припадков они описывают свои телом разные конвульсивные
движения и перегибаются назад в виде дуги без помощи рук так, что их тело
покоится более на темени, чем на ногах, а вся остальная часть находится на
воздухе; они долго находятся в этом положении и часто вновь принимают его.
После подобных усиленных кривляний, продолжавшихся непрерывно иногда в
течение 4 часов, монахини чувствовали себя вполне хорошо, даже во время
самых жарких летних дней; несмотря на припадки, они были здоровы, свежи, и
пульс их бился так же нормально, как если бы с ними ничего не происходило.
Между ними есть и такие, которые падают в обморок во время заклинаний как
будто произвольно: обморок начинается с ним в то время, когда их лицо
наиболее взволновано, а пульс становится значительно повышенным. Во время
обморока, продолжавшегося полчаса и больше, у них не заметно ни малейшего
признака жизни.
Затем они чудесным образом возвращаются к жизни, причем у них сначала
приходят в движение большие пальцы ног, потом ступни и самые ноги, а за
ними живот, грудь и шея; во все это время лицо бесноватых остается
совершенно неподвижным; наконец, оно начинает искажаться, и вновь
появляются страшные корчи и конвульсии».
Что касается порчи и кликушества, равно как и бесноватости, то, как я писал в
одной из своих работ, «психическая» их сторона черпает свои особенности в
своеобразных суевериях и религиозных верованиях народа. Предисловие к
книге Краинского «Порча, кликуши и бесноватые». Этим объясняется не
только характер бредовых идей о порче и о вселении нечистой силы вовнутрь
тела, но и все другие характерные явления в поведении кликуш, порченых и
бесноватых. Таковы, например, их своеобразная боязнь всего, что верою
народа признается святым, наступление припадков в церкви при пении
«херувимской», при известных молитвословиях во время служения молебнов и
при отчитывании, склонность некоторых из кликуш к прорицанию и т. п.
Сюда же нужно отнести и отвращение к табаку, наблюдаемое у некоторых
кликуш и, несомненно, заимствованное от сектантов. Известно, что курение
табака, по взгляду многих сектантов, которых народ вообще именует
еретиками, есть дело рук антихриста, а потому они не только не употребляют
табака, но и не допускают в своих жилищах. Поэтому боязнь табака у кликуш
выражает как бы принадлежность их к ереси, что в глазах простого народа
Hosted by uCoz