Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 146 
Next page End  

возможно полное сосредоточение мысли на содержании этого внушения, иначе
говоря, нужно, чтобы субъект отдался действию этого внушения вполне. Когда
врач достигнет этих условий в бодрственном состоянии, тогда он свободно
может обходиться при лечении внушением без гипнотического сна, который в
некоторых случаях даже мешает внушению, если, например, больной, веря в
магическую силу лишь внушений, производимых в гипнозе, не засыпает в
достаточной мере глубоко.
Таким образом, для внушения в сущности не нужно сна, не нужно даже
никакого подчинения воли внушаемого лица, все может оставаться, как
обыкновенно, и тем не менее внушение, входящее в психическую сферу
помимо личного сознания, или так называемого «я», действует на последнего
как бы магически, подчиняя его внушенной идее.
Для доказательства этой истины нет надобности даже обращаться к тем или
другим патологическим примерам, так как подобные же и притом не менее
яркие примеры мы можем почерпнуть и вне клиник. Известно, какую
магическую силу имеют в некоторых случаях заговоры знахарей, сразу
останавливающие кровотечения, не менее известно и целительное значение так
называемых симпатических средств, к которым так охотно прибегали в
особенности в старое время при сильном распространении веры в эти средства.
На этом внушении в бодрственном состоянии основано известное целебное
значение королевской руки, магическое действие хлебных пилюль, лечение
желтым и красным электричеством Маттея, известное некогда в Петербурге
лечение барона В. с помощью простой невской воды и других
индифферентных средств, магическое слово аббата Фариа, одним повелением
исцелявшего больных, известное в Париже лечение параличных больных
одним зуавом, пользовавшимся для этой цели лишь повелительным внушением
и т. п.
Одним из хороших примеров внушения в бодрствован-ном состоянии,
производимого на массу лиц одновременно, представляют известные сеансы
месмеризма в период славы его основателя Месмера. Последний устроил
особую лохань, вокруг которой одновременно магнетизировалось свыше
тридцати лиц. Больные, разместившись вокруг лохани в несколько рядов и
держась за подвижные резиновые ручки, связывались друг с другом веревкой
вокруг туловища или соединялись друг с другом руками. Затем больные
оставались в ожидании. При этих сеансах наблюдалась полная тишина, но из
соседней комнаты раздавались обыкновенно звуки гармоники, фортепьяно или
пение человеческого голоса. Явления, которые наблюдались у больных и
которые объяснялись особыми магнетическими токами, по описанию очевидца
Бальи, заключались в следующем: «Некоторые больные совершенно спокойны
и ничего не испытывают, другие же кашляют, харкают, чувствуют легкую
боль, местную или общую теплоту и потеют; третьи ажиатируются и впадают в
конвульсии, необыкновенные по своей численности, продолжительности и
силе; иногда эти конвульсии продолжаются более трех часов и
характеризуются невольными порывистыми движениями всех членов, всего
тела, спазмами горла, вздрагиваниями подвздошия и надчревия, помутнением и
блужданием взора, пронзительными криками, слезами, икотою и неудержимым
смехом. Им предшествует или затем следует состояние утомления или
сонливости, особого рода изнеможение и даже сон.
При малейшем неожиданном звуке больные вздрагивали, всякое изменение
тона или темпа в игре на фортепиано влияло до того, что одно какое-нибудь
Hosted by uCoz