Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 146 
Next page End  

затем более интенсивное движение действовало потрясающим образом и
возобновляло усиленные конвульсии.
Правда, находились и такие субъекты, которые, стараясь подавить в себе это
состояние, обращались друг к другу, аффектированно болтали, смеялись,
благодаря чему им естественно удавалось предотвратить кризис.
Подчинившиеся же всецело магнетизеру быстро поддавались мнимому
усыплению, его голос, жест и даже взгляд приводил их в себя.
Ввиду постоянства таких явлений нельзя воздержаться от признания
могущественной силы, властвующей над больными и как бы исходящей от
магнетизера. Это конвульсивное состояние называется кризисом. Замечено, что
из больных, впадающих в кризис, большинство женщины, мужчин мало.
Замечено также, что кризис наступает в течение одного или двух часов и что,
появившись у одного, он затем постепенно, спустя немного времени,
обнаруживается и у всех остальных». Аналогичные примеры возможны и
ныне. Бине и Фере. Животный магнетизм. СПб., 1890, с. 15 и 16. Так, еще
недавно в Берлине сильно обеспокоило власти распространение оккультизма,
выразившееся между прочим в своеобразных способах врачевания. По словам
газет, двумя англичанками, учительницами английского языка, в одном
берлинском женском лицее была устроена своего рода клиника, в которой
больных лечили без лекарств одними таинственными заклинаниями. Эти
заклинания будто бы направляли на больного целительное веяние каких-то
тайных сил, причем даже неверующие больные выздоравливали. Между
прочим, очень многие дамы высшего берлинского общества уверовали в
таинственный дар упомянутых англичанок. Успех их был чрезвычайный как в
отношении славы, так и в отношении денег.
ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ.
Вера вообще играет необычайную роль как фактор, способствующий
внушению. Один из ярких примеров подобного влияния веры представляют
недавние подвиги в Америке немецкого эмигранта Шлятера, который, начав
башмачником в Данвере, вообразил, что его призвание заключается в том,
чтобы просветить всю Америку евангельским учением. С этих пор он
закрывает свою торговлю и, превращаясь в странника, выдает себя за мессию и
исцеляет многих наложением своей руки. Вскоре молва о производимых им
чудесах повлекла за ним толпы приверженцев, на глазах которых совершались
чудесные исцеления. К нему стало стекаться множество больных, жаждущих
наложения его руки, так что он уже не успевал удовлетворять всех, ищущих
его помощи.
Заимствуем описание одной сцены, сделанное репортером и характеризующее
яркими штрихами влияние Шлятера на толпу: «Со всех сторон были видны
мужчины, женщины и дети с печатью душевного страдания на лице; с каждой
минутой толпа увеличивалась, и скоро вся местность представляла море голов,
насколько можно было охватить взглядом. Потом внезапное движение прошло
по собранию, и всякий даже малейший шепот затих... пришел Schlater. Когда я
приблизился к нему, мной овладел сверхъестественный страх, который было
трудно проанализировать. Моя вера в этого человека росла вопреки моему
разуму. Бодрствующее, контролирующее, мыслящее, рассуждающее "я" стало
колебаться, терять свою силу, а рефлекторное, подбодрствующее начало
укрепляться. Когда он отпустил мои руки, моя душа признала какую-то силу в
этом человеке, чему, по-видимому, противились мой ум и мой мозг. Когда он
Hosted by uCoz