Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 146 
Next page End  

Оно не ограничивается только отдельными более или менее исключительными
лицами, подобно намеренному внушению, производимому в бодрственном
состоянии, и также не требует для себя никаких особых необычных условий,
подобно внушению, производимому в гипнозе, а действует на всех и каждого
при всевозможных условиях.
Само собою разумеется, что и в отношении непроизвольного прививания
психических состояний существуют большие различия между отдельными
лицами в том смысле, что одни, как более впечатлительные, более пассивные и
следовательно более доверчивые натуры, легче поддаются непроизвольному
психическому внушению, другие же менее; но разница между отдельными
лицами существует лишь количественная, а не качественная, иначе говоря, она
заключается лишь в степени восприимчивости к ненамеренному или
невольному внушению со стороны других лиц, но не более.
Невольное внушение и взаимовнушение, таким образом, как мы его понимаем,
есть явление более или менее всеобщее.
Возникает однако вопрос, каким способом могут прививаться к нам идеи и
вообще психические состояния других лиц и подчинять нас своему влиянию?
Есть полное основание думать, что это прививание происходит исключительно
при посредстве органов чувств.
В науке неоднократно возбуждался вопрос о мысленном влиянии на
расстоянии со стороны одного лица на другое, но все попытки доказать этот
способ передачи мыслей на расстоянии более или менее непреложным образом
рушатся тотчас же, как только его подвергают экспериментальной проверке, и
в настоящее время не может быть приведено в сущности ни одного строго
проверенного факта, который бы говорил в пользу реального существования
телепатической передачи психических состояний.
Поэтому, не отрицая в принципе дальнейшей разработки вышеуказанного
вопроса, мы должны признать, что предполагаемая некоторыми подобная
передача мыслей при настоящем состоянии наших знаний является
совершенно недоказанною.
Таким образом, отбросив всякое предположение о возможности
телепатической передачи идей на расстоянии, мы вынуждены остановиться на
мысли, что прививка психических состояний от одного лица другому может
передаваться теми же путями, как передается вообще влияние одного лица на
другое, то есть при посредстве органов чувств.
Вряд ли можно сомневаться в том, что главнейшим передатчиком внушения от
одного лица другому служит орган слуха, так как словесное внушение
является, вообще говоря, наиболее распространенным и, по-видимому,
наиболее действительным.
Но не подлежит сомнению, что и другие органы, особенно зрение, могут
служить также посредниками в передаче внушения. Не говоря о влиянии
мимики и жестов, я укажу лишь на тот факт, что весьма немногие лица могут
видеть зевоту, чтобы не зевнуть самим; равным образом вид съедаемого
лимона вызывает невольно сжимание губ и обильное слюноотделение.
Известен анекдот, что этим путем был остановлен целый оркестр одним
зрителем, который занялся на глазах музыкантов поеданием лимона.
Все это суть примеры зрительного внушения, которое, как легко видеть,
действует в известных случаях не менее верно, нежели внушение слуховое.
Можно привести также примеры передачи внушения при посредстве
осязательного и мышечного чувства. Всякий знает, что взаимное пожимание
Hosted by uCoz