Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 146 
Next page End  

решительно не поддается иному объяснению, если не принять в этом деле
влияния внушения и взаимовнушения на почве уже укоренившихся суеверий,
сыгравших здесь бесспорно крупную роль. Подробное описание Терновских
событий кроме газет можно найти в статье проф. И. А.Сикорского: Вольные
смерти в Терновских хуторах. Вопросы нервно-психической медицины за 1897
г. в одном из патетических мест, к ужасу слушателей, воображаемый демон
проявляет свою власть над одним из присутствующих, повергая его в
страшные корчи. За этим следует другая и третья жертвы. То же повторяется и
при других богослужениях.
Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении
бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из
последнего свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.
Когда укоренились известные верования о возможности воплощения дьявола в
человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения
и самовнушения на многих психопатических личностей и приводит таким
образом к развитию демонопатических эпидемий, которыми так богата история
средних веков.
Благодаря самовнушению те или другие мистические идеи, вытекавшие из
мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником
целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые
благодаря господствовавшим верованиям также получали наклонность к
эпидемическому распространению.
Таково очевидно происхождение судорожных и иных средневековых
эпидемий, известных под названием пляски св. Витта и св. Иоанна, народного
танца в Италии, носящего название тарантеллы, и, наконец, т. н. квиэтизма.
Даже знакомясь с описанием этих эпидемий современниками, нетрудно
убедиться, что в их распространении играло роль взаимовнушение.
Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по
Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее: «Беспримерный дух
самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на
всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили
по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии. У каждого была
плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои
члены так жестоко, что кровь лила из их ран».
Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по
Европе мания плясок, которая в Италии
приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли
улицы европейских городов. Все бросали свои обычные занятия и домашние
дела, чтобы отдаться неистовой пляске.
В Италии пляска распространилась под влиянием уверенности, что укус
тарантулом, часто случавшийся в Италии, становится безопасным для тех, кто
танцевал под музыку так называемой тарантеллы. Эта мания тарантеллы
распространилась с необычайной быстротой по всей Италии и, вследствие
поглощения ею огромного количества жертв, сделалась в полном смысле слова
социальной язвой Италии.
Не менее поразительны и эпидемии конвульсионерок. Вот, например,
небольшая выдержка о средневековых конвульсионерках из Луи-Дебоннера:
«Представьте себе девушек, которые в определенные дни, а иногда после
нескольких предчувствий внезапно впадают в трепет, дрожь, судороги и
зевоту; они падают на землю, и им подкладывают при этом заранее
Hosted by uCoz