Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 146 
Next page End  

ненормальном настроении духа, выражавшемся необычайным благодушием,
нередко переходившем в экзальтированное радостное состояние, не
обусловленное какими-либо внешними мотивами, вообще жизнерадостным
настроением и особенною чувствительностью.
Точнее выражаясь, мал¸ванцы чувствовали себя как беззаботные дети,
находящиеся в радостном или праздничном настроении духа.
Их идеи, а равно и поступки и действия вполне соответствуют их
жизнерадостному настроению. Считая Мал¸ванного за Спасителя и веря его
проповеди, они живут в ожидании кончины мира, которую признают
благоприятной переменой своего существования. Человек тогда не будет
умирать, не будет ни заботиться, ни трудиться, так как все за него будет
устроено Богом.
Они признают себя избранниками в виду того, что они первые приняли новую
веру и поэтому получат лучшую часть в будущем, тогда как все те, кто не
хотел уверовать, будут осуждены на Страшном Суде.
В силу этих ожиданий Страшного Суда, они отказываются от труда и заботы,
предоставляя и то, и другое неверующим; они продали или раздарили свое
имущество, дабы не иметь в этом отношении никаких забот.
Свои поля они оставили не обсемененными под влиянием той же идеи
предстоящего Страшного Суда. Дело дошло до того, что многие даже продали
молочный скот и стали покупать молоко для своих детей у православных.
На вопрос о причине безделья со стороны мал¸ванцев можно было получить
иногда следующий характерный ответ:
«Если в мое сердце Отец или Дух (то есть Отец Небесный или Дух Святой)
вложит желание, я исполню это желание».
Точно так же в объяснение своих нелепых или бессмысленных поступков
нередко можно было слышать не менее характерное заявление:
«Я чувствую, что Отец внушил мне, я чувствую, что Он побуждает меня так
поступить, и т. п.».
Дальнейшей особенностью мал¸ванцев является состояние психической
усталости, пассивности или задержки воли с преобладанием над ней чувства. В
силу этого мал¸ванцы отличаются уступчивостью, слабостью,
бездеятельностью, недостатком сдерживающей воли и неспособностью
подавлять слезы. Душевнобольной Мал¸ванный, по мнению мал¸ванцев, есть
истинный Бог и Спаситель мира, который установит новый порядок устройства
вселенной, в силу чего Мал¸ванный сделался предметом богопочитания.
Вместе с тем резкую болезненную особенность мал¸ванцев представляют
обманы чувств и судорожные движения.
По словам проф. И. А. Сикорского, «размеры, в которых мал¸ванцы
подвержены галлюцинациям, можно назвать исключительными.
Галлюцинации относятся главным образом к сфере обонятельной. Таких лиц
среди малеванцев, которые не имели бы галлюцинаций, немного; большая
часть имеет галлюцинации по временам».
Нередко галлюцинации обоняния будят спящего человека, и он просыпается,
чувствуя дивные запахи и испытывая необыкновенную радость.
Обыкновенно появившееся таким образом радостное состояние уже не
покидает человека.
У многих галлюцинации повторялись часто.
В общем, «до 80% исследованных лиц имели галлюцинации обоняния, из
которых многие описывают свои галлюцинации весьма подробно».
Hosted by uCoz