Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 146 
Next page End  

«Случалось, что в присутствии комиссии, посещавшей малеванцев, особенно
среди религиозного или молитвенного настроения, многие из них одни за
другими начинали жадно обнюхивать свои руки, свое платье, окружающий
воздух и прочие предметы, ища источника приятных запахов, которыми, как
им казалось, наполнено было помещение. По рассказам всех, имевших
обонятельные галлюцинации, запахи были приятными. Одни называли эти
запахи сладкими, другие ароматическими, иные неземными, божественными,
иные наконец заявляли, что "пахнет Св. Духом"».
«Второе место после обонятельных галлюцинаций у малеванцев занимали
галлюцинации общего чувства, например, чувство легкости, воздушности
своего тела, или его бестелесности, чувство как бы отделения от земли и
поднятия на воздух.
У некоторых малеванцев случались галлюцинации слуха и зрения (слышание
повелений Бога, шепот Св. Духа, видение отверстого неба и его небожителей,
появление звезд разнообразных цветов, необыкновенной величины и ярких или
необычное озарение и прыгание звезд и т. п.).
У большей части малеванцев галлюцинации являлись эпизодически, один-два
раза и затем исчезали, а у некоторых галлюцинации возобновлялись от
времени до времени; у немногих, наконец, галлюцинации оставались в виде
постоянного симптома».
Наблюдаемые у малеванцев «судорожные движения проявляются в трех видах.
Наименее частый вид судорог, это — крик, хохот, всхлипывание, судорожные
слезы, икота, отрыжка и иные судорожные формы, свойственные малой
истерии.
Но самой частой формой судорог являются также свойственные большой
истерии разнообразные ритмические и подражательные движения,
соответствующие различным профессиональным и привычным движениям и
жестам, большею частью однообразных у одного и того же лица.
Хотя истерические судороги весьма различны по своему внешнему виду, но
наиболее часто наблюдается следующая общая картина: среди общего шума,
крика и беспорядка одни падают, как сраженные молнией, другие восторженно
или жалобно кричат, плачут, прыгают, хлопают в ладоши, бьют себя по лицу,
дергают себя за волосы, стучат в грудь, топают ногами, пляшут, издают
всевозможные звуки и возгласы, отвечающие разнообразным эмоциональным
состояниям радости, счастью, отчаянию, страху, ужасу, удивлению, мольбе,
выражению физической боли, обнюхиванию, смакованию и т. д., то наконец
подражают собачьему лаю, конскому ржанью и другим диким звукам».
«Судорожные движения нередко длятся до изнеможения субъекта».
Нетрудно видеть, что как настроение духа, так и ряд бредовых идей, а также
обманы чувств и наконец судорожные проявления в общем носят такое
сходство как между собою, так и с явлениями, обнаруживаемыми
распространителем секты, Мал¸ванным, что не подлежит сомнению, что мы
имеем здесь дело с явлением привитым, то есть обусловленным
преимущественно внушением и самовнушением.
Проф. И. А. Сикорский, бывший на самых радениях, или молитвенных
собраниях малеванцев, сам высказывается в том смысле, что вероятно у
некоторых субъектов, особенно среди общих молитвенных собраний,
обонятельные галлюцинации возникают путем внушений. Но, прибавляет он,
«несомненно, что у весьма многих малеванцев галлюцинации совершенно
самостоятельны и непосредственны и обусловливаются лишь состоянием
Hosted by uCoz