Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 146 
Next page End  

всевозможные учреждения массой прошений, отзывов, докладов и т. п. бумаг,
подчас чисто кляузнического содержания, подчас наполненных отборной
руганью и выражениями безграничной ненависти к властям и соплеменникам.
Число этих бумаг, помеченных исходящими из канцелярии В., превышает
далеко цифру 100, Все они скреплены именной печатью, на которой вырезано
звание и титул В. — «Дордемаид, дервиш, Богаутдин Хамзин В. Альбумари».
Бумаги имеют определенный заголовок: «От Императорского молитвенного
здания Мантуб Гирфан, канцелярии меня, всего мира духовного отца,
природного духовного лица, сотрудника всего мира сего, Божьего полка
определенной дистанции начальника, который повелевающим указом Бога-
Царя самого этого Божьего полка, дардеманд дервиш Булгары-Ибн дервиш
Хамза В.».
«Отрицание властей у него было полное, единственной властью для своих
последователей он поставил Бога, Царя и себя. Свидетельство, данное им,
считал вполне достаточным для проживания во всех концах мира». Вот пример
одного из таких свидетельств: «Дано сие свидетельство X. В случае надобности
и по собственному своему желанию имеет право быть в всем свете, на что я
сам и благословляю его самого. Спаси Бог, аминь. Его же свободе да никто не
посмеет воспрепятствовать, кроме меня самого его духовного отца В.; и даже
да будет это свидетельство матрикулярным документом в потомство его из
рода в род, до окончания сего мира. Аминь! По закону и в силу закона во всем
этом подписываюсь своею собственною личною подписью своей руки по-
мусульмански и удостоверяю все это сие приложением своей должностной
печати своего Божьего полка».
Ясно, что дело идет здесь о душевнобольном человеке, страдающем резко
выраженной параноей.
Что касается самой эпидемии, то она развилась следующим образом:
«Подметив в народе всякие пороки, В. выступил с обличительным словом как
против не соблюдающих святых правил Корана, так и против руководителей
народа мулл. Скоро собралась вокруг В. кучка людей, жаждущих нового слова,
нашедших руководителя своим неясным мистическим стремлением. Он
основывает общество мусульман-староверов, слепо повинующихся одним
только велениям Корана. С этих пор в жизни В. и его учения происходит
важная перемена. Он замечен своими противниками, подвергшими его
преследованиям и насмешкам. В муллах он возбуждает опасения, как
религиозный новатор. В. подвергся гонениям со стороны мусульманского
духовенства, что видно из его бесконечных жалоб по этому поводу, в которых,
не смотря на массу преувеличений, есть доля правды. В религиозные распри
были вмешаны гражданские власти, к защите которых прибегал В. Власти ему
не помогли, и он начинает подозревать, что начальство стоит на стороне мулл;
муллы были, по его мнению, поборники неправды и нарушители правил
Корана, данных Богом; стало быть, власти тоже виноваты в том, в чем
обвинялось мусульманское духовенство. Отсюда зарождается недоверие и
ненависть к властям, а под конец и полное непризнание их.
По мнению В., муллы нарушают волю Бога. А гражданские власти волю Царя,
которому служат, так как не хотят стоять за правое дело. Он стал утверждать,
что начальники изменили Царю и народу. Таким образом в учение
староверческого мусульманского общества вошло полное отрицание
гражданских властей; староверы-мусульма не признают только Бога и
Государя. В виду постоянной измены и неправды, которые В. видел вокруг, он
Hosted by uCoz