Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 146 
Next page End  

поставил себе целью охранять общество и особу Государя во имя Божьего
закона. Он сочиняет молитвы за Царя, которые могут охранить Его от всяких
бед и измены. Он называет свою общину Божьим полком, в котором сам
состоит предводителем, "начальником дистанции" и воином, которому по гроб
нет отставки; цель этого полка — охранять особу Государя и блюсти чистоту
нравов. Для образования членов полка В. основывает учебное заведение, в
котором преподавалась священная наука "Гирфан". Между тем идеи о своей
высшей власти, высшем назначении и наконец о несправедливых
преследованиях начинают прогрессировать. В. стал окончательно выше всех
людей, он подчиняется только Богу и Государю, все же остальные не имеют
никакой власти, никакого права над ним. В этой мысли его, по-видимому,
утверждали галлюцинации зрения и слуха. Так в сцене у X. является белый
старик, неизвестно как попавший в кабинет, и одним мановением головы
освобождает его. К нему по ночам являются татары, срывают двери и окна, но
вреда никогда не могут нанести. Все несчастья только утверждали В. в правоте
его и несомненности его высокого назначения; он всецело отдался своим
мистическим грезам, за пределами которых для него ничего не существовало».
В какой степени учение параноика Ваисова было воспринято его учениками
путем прямого внушения и упрочилось в их умах во всей его полноте,
показывает следующий случай:
«Шестеро татар, арестованных в 1885 году вместе с В-м за вооруженное
сопротивление при описи дома В., на следствии показали, что сопротивлялись
"по закону и в силу закона, по повелению Бога-Царя и по приказанию
духовного отца В."; они защищали молитвенный дом отца В., шли на защиту
единодушно, так как у них одно тело и одна душа, что делает один, то делают и
все, все подписались под протоколом следующим образом: "Проклятие Божие
нечестивому народу (3 раза), аминь. Мы, Божьего полка страдающий,
захваченный последователь пророка Авраама, такой-то". Все обвиняемые
отказались принять обвинительный акт в силу того, что в нем они названы
были крестьянами, а не староверами-мусульманами; на суде отказались от
защитника, так как у них один защитник духовный отец В. Это поразительное
единодушие и фанатическое следование словам В-ва заставляло пренебрегать
всех последователей В-ва всеми наказаниями и лишениями».
Один из ревностных последователей Ваисова И-в во время ареста проявил
резкое сопротивление властям. «При вручении И-ву, как обвиняемому,
повестки в суд, последний заявил, что ее не примет, так как в ней написано
"крестьянин", а он не крестьянин, но духовный сын В-ва. На суде на все
вопросы председателя И-в отвечал с криком: "Никак меня не зовут, какой я
подсудимый, не признаю ваш суд, знать никого не хочу, антихристы,
проклятые, анафемы. Государь пусть меня судит, верховный суд, Великий
Государь и Оттоманская Порта, в Иерусалиме буду судиться". Будучи
отправлен на испытание в Казанскую Окружную лечебницу, он был выпущен
как неисправимый фанатик, раз навсегда подчинившийся известному
авторитету и вне его не желающий ничего ни видеть, ни слышать».
Хотя И-в признавал Ваисова, как и все его последователи, за великого
дервиша-праведника и мученика и подобно ему не признавал себя
«крестьянином» на том же основании, как и сам Вайсов, то есть в виду
отсутствия у него креста, и также не снимал шапки в присутственных местах,
расставаясь с ней только на время сна, И-в, к сожалению, не был признан
врачами больным т. н. индуцированным помешательством.
Hosted by uCoz