Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 146 
Next page End  

В Судебной Палате, где экспертами были вызваны я и Я.Боткин, бывший в то
время директором лечебницы, повторились в сущности те же сцены брани по
отношению к суду и крайнего раздражения при расспросах и требовании снять
шапку, доходящего до степени умоисступления, сопровождавшегося резким
приливом к лицу, общим дрожанием тела и беспрестанными неистовыми
криками, вследствие чего И-в был выведен из залы заседания. К сожалению, и
здесь директором лечебницы И-в был признан душевноздровым лицом, тогда
как мной было дано мнение в пользу существования у И-ва душевного
расстройства, и, я думаю, к тому имелось более чем достаточное количество
фактических данных.
СУПОНЕВСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ ОРАОВСКОЙ
ГУБЕРНИИ.
Следующая психопатическая эпидемия религиозного характера случилась в г.
Супоневе Орловской губернии лет 5 назад и состояла в следующем: См. П.
Якобий. Религиозно-психическая эпидемия. «Вестник Европы», Октябрь, 1903.
«Дело началось с чтения св. Писания, к чему присоединилось вскоре его
толкование, — это и дало повод говорить о штунде. Василий Д., инициатор
религиозно-этического возбуждения, истерик с параноическою окраскою,
проповедовал со странностью, сильно действовавшею на слушателей.
Свидетели, вызываемые в обвинительном акте, на доследовании показали что
они не могли, не имели силы, не смели противиться властному и страстному
слову Василия Д., должны были принимать его толкования, должны были
приходить на собрания. Их воля была аннулирована и совершенно подчинена
слову учителя. В сущности, это был до сего времени довольно обычный
истерический порыв нравственно-религиозной экзальтации, под влиянием
страстной проповеди истерика — может быть, слегка параноика "среди
дегенеративно-истеричного населения".
Влияние внушения здесь стало сказываться с обычною силою, и дело пошло
crescendo — тем более, что «первоначальное, чисто этическое, духовное
движение" не встретило со стороны местного духовенства никакого
порицания; но не так отнеслись к нему местные административные власти, а
также некоторые из лиц, доходам которых грозила проповедь воздержания от
алкоголя, — тогда еще в Орловской губернии не была введена винная
монополия. Начались мелкие преследования, науськивания остального, точно
так же крайне нервного, неустойчивого, дегенеративного населения. Василий
Д. ходил с барками на юг и предпочел перезимовать на юге; Осип Потапкин с
женой поехали искать себе земли на Кавказе и встретились там с сосланными
хлыстами. У обоих, мужа и жены — по их рассказу, в сущности, только у
мужа, как кажется, — было видение символического характера, за которым
последовали пророческие сны, и Потапкин узнал, что ему дан дар понимания
св. Писания. Не строившись на Кавказе, да и неспособный, вследствие своего
психического заболевания, он вернулся в Супонево, но уже получив
наставления чисто хлыстовского характера. Прежде он совершенно принимал
учение Василия Д. и подчинялся беспрекословно его проповеди. Теперь он
порвал с ним, стал сам читать и толковать другим св. Писание (он
полуграмотный), но — читать нечто такое, чего в св. Писании нет; он стал
проповедовать призвание св. Духа и заманчивую подкупающую доктрину
автоматизма: человек может призвать в себя св. Дух, который входит в него и
управляет им, как машиною, уничтожая всякую волю; вследствие этого
Hosted by uCoz