Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 146 
Next page End  

умение поддержать дух войск в решительную минуту составляет одну из
величайших забот знаменитых полководцев.
Этой же силой внушения объясняются геройские подвиги и самоотвержение
войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого
военачальника, когда, казалось, не было уже никакой надежды на успех.
Очевидно, что сила внушения в этих случаях, устраняя сознание
невозможности достигнуть цели, ведет к результатам, которых еще за минуту
нельзя было ни предвидеть, ни ожидать. Таким образом сила внушения
приводит иногда к событиям, свершить которые воля и сознание долга без
соответствующего внушения были бы не в состоянии.
Когда имеется достаточно условий для того, чтобы данное внушение получило
отклик в умах людей, последнее воздействует на народные массы в том или
другом направлении соответственно своему содержанию. Так как наши
народные массы по своей неразвитости еще содержат немало грубых
инстинктов и в то же время им доступно сознание высоконравственных начал,
усваиваемых главным образом благодаря религии и воспитанию в духе общей
государственной идеи, то естественно, что путем внушения народные массы
могут быть направляемы как к самым безнравственным и жестоким поступкам,
так и к великим историческим подвигам. Поэтому-то и организованные толпы,
как известно, нередко проявляют свою деятельность далеко не соответственно
тем целям, во имя которых они сформировались. Достаточно, чтобы кто-
нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты, и толпа, объединяющаяся
благодаря возвышенным целям, становится в полном смысле слова зверем,
жестокость которого может превзойти всякое вероятие.
Вообще известно, что возбужденная толпа способна на самые бесчеловечные
поступки, благодаря именно тому, что на место здравой логики является
автоматизм и импульсивность как прямые следствия внушения. Современные
нам жестокости американцев, расправляющихся по суду Линча с
преступниками или только лицами, подозреваемыми в преступлении, служа
позором для страны свободы, получают тем не менее объяснение в этой
импульсивности толпы, которая не знает никакой пощады.
«Хотите вы типического примера преступлений толпы? — говорит Тард в
одном из своих сочинений. — Революция Тэна дает нам таких примеров
больше, чем нужно. В сентябре 1789 г. в Труа создается легенда, враждебная
для мэра Гуеза: он скупщик, он хочет заставить народ есть сено. Гуез
известен своей благотворительностью. Он оказал большие услуги городу. Но
что за важность! 9 сентября на трех возах мука оказалась дурною; народ стал
собираться и кричать: "Долой мэра!", "Смерть мэру!". Гуеза при выходе из суда
сшибают с ног, бьют ногами и кулаками, и он умирает, пораженный ударом
деревянного башмака в голову. Одна женщина бросается на поваленного
старика, топчет его лицо ногами и несколько раз вонзает ему ножницы в глаза.
Его тащат с веревкой на шее к мосту, бросают в воду, затем вытаскивают и
снова волочат по улицам, по лужам "с клочком сена во рту". После этого
начались грабежи и разрушение домов, причем у одного нотариуса было
похищено и распито более шестисот бутылок вина. В ту же эпоху толпа
поступила еще ужаснее в Кане: майор Бельсон был разорван на части подобно
Лаперузу на островах Фиджи, и одна женщина съела его сердце».
Иногда достаточно одного брошенного слова, одной мысли или даже одного
мановения руки, чтобы толпа разразилась рефлективно жесточайшим
злодеянием, пред которым бледнеют все ужасы грабителей.
Hosted by uCoz