Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 146 
Next page End  

снова спросил: «Вы очень желали это сделать?» — «Не очень», — отвечал он
коротко и уклончиво».
Таким образом, «принятие критики внушенных идей и действий» также не
составляет безусловной необходимости для внушения, хотя и бесспорно, что
большинство внушений входит в психическую сферу, как о том говорилось
ранее, без всякого сопротивления.
Равным образом полного автоматизма мы не находим и в осуществлении
внушения. Известно, как часто мы встречаем даже у лиц, погруженных в
гипноз, что внушение осуществляется не без некоторой борьбы. То же мы
наблюдает и в случаях послегипнотического внушения. Иногда эта борьба
кончается тем, что внушение, бывшее на пути к осуществлению, в конце
концов остается не осуществленным вовсе, как это было в только что
приведенных примерах. Правда, это противодействие бывает различно, смотря
по силе внушения, по его характеру, по тем или другим внешним условиям,
тем не менее оно возможно и во многих случаях существует. Следовательно, и
двигательный автоматизм далеко не может считаться неотъемлемой
принадлежностью внушения.
Итак, внушение входит часто в психическую сферу незаметно, без всякого
насилия, иногда вызывает борьбу со стороны личности внушаемого субъекта,
подвергается с его стороны даже критике и выполняется далеко не всегда
автоматично.
Надо, впрочем, заметить, что в других случаях внушение действительно входит
в психическую сферу как бы насильственным образом и, будучи принято без
всякой критики и внутренней борьбы, выполняется вполне автоматически.
Примером таких внушений может служить способ внушения аббата Фариа,
действовавшего одним приказанием. К этому же порядку внушения относится
и всем известная команда, которая останована везде и всюду не столько на силе
страха за непослушание и на сознании рациональности подчинения, сколько на
действительном внушении, которое в этом случае врывается в сознание
насильственно и внезапно и, не давая времени для обдумывания и критики,
приводит к автоматическому выполнению внушения.
Очевидно, что сущность внушения заключается не в тех или других внешних
его особенностях, а в особом отношении внушенного к «я» субъекта во время
восприятия внушения и его осуществления. Вообще говоря, внушение есть
один из способов воздействия одних лиц на других, которое производится
намеренно или ненамеренно со стороны внушающего лица и которое может
происходить или незаметно для лица, которому производится внушение, или
же с его ведома и согласия.
Для выяснения сущности внушения мы должны иметь в виду, что наше
восприятие может быть активным и пассивным. При первом обязательно
участвует «я» субъекта, которое направляет внимание, сообразуясь с ходом
нашего мышления и окружающих условий, на те или другие предметы и
явления. Последнее, входя в психическую сферу при участии внимания и
усваиваясь путем обдумывания и размышления, становятся прочным
достоянием личного сознания, или нашего «я».
Этот род восприятия, приводя к обогащению нашего личного сознания, лежит
в основе наших взглядов и убеждений, так как дальнейшим результатом
активного восприятия является работа нашей мысли, приводящая к выработке
более или менее прочных убеждений. Последние, входя в содержание нашего
личного сознания, временно скрываются за порогом сознания, но так, что
Hosted by uCoz