Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 146 
Next page End  

или конкретное внушение, оно всегда влияет не путем логического убеждения,
а непосредственно воздействует на психическую сферу, помимо сферы
личного сознания или по крайней мере без переработки со стороны «я»
субъекта, благодаря чему происходит настоящее прививание того или иного
психофизического состояния.
Равным образом и те состояния, которые известны под названием
самовнушения и которые не требуют посторонних воздействий, возникают
обычно непосредственно в психической сфере, когда, например, то или другое
представление проникло в сознание как нечто готовое в форме внезапно
явившейся и поразившей сознание мысли, в форме того или иного сновидения,
в форме виденного примера и т. д. Во всех этих случаях психические
воздействия, возникающие помимо постороннего вмешательства, прививаются
к психической сфере также непосредственно в обход критикующего и
самосознающего «я» или того, что мы называем личным сознанием.
Таким образом, внушать — значит более или менее непосредственно
прививать к психической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другие
психофизические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы по
возможности не было места критике и суждению; под внушением же следует
понимать непосредственное прививание к психической сфере данного лица
идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний помимо его «я», то
есть в обход его самосознающей и критикующей личности.
Если внушение есть нечто иное, как воздействие одного лица на другое путем
непосредственного прививания идеи, чувства, эмоции и других
психофизических состояний без участия личного сознания данного лица,
которому производится внушение, то очевидно, что оно может проявляться
легче всего в том случае, когда проникает в психическую сферу или незаметно,
вкрадчиво, при отсутствии особого сопротивления со стороны «я» субъекта,
или по крайней мере при пассивном отношении последнего к предмету
внушения, или же, когда оно сразу подавляет психическое «я», устраняя всякое
сопротивление со стороны последнего.
Опыт действительно подтверждает это, так как внушение может быть вводимо
в психическую сферу или мало-помалу, путем постоянных заявлений одного и
того же рода, или же сразу наподобие повелительного приказа.
Но без сомнения, внушение легче всего удается в гипнозе, при котором личное
сознание утрачивается в большей или меньшей степени и на сцену выступает
сфера общего, или безличного, сознания. Когда личное сознание ослабело или
утрачено, как в гипнозе, то естественно, что внушение входит непосредственно
в сферу общего сознания, минуя «я» субъекта и не встречая с его стороны
какого-либо противодействия, по крайней мере в более глубоких степенях
гипноза.
Если в некоторых случаях гипноза противодействие внушениям и существует,
то степень этого противодействия, во всяком случае, находится в известной
зависимости от глубины гипноза. Чем последний глубже, тем и внушение
встречает меньше сопротивления. Не подлежит, впрочем, сомнению, что и
характер внушения влияет на сопротивляемость субъекта, так как только
внушения, противоречащие всему складу данного лица, и особенно его
нравственным воззрениям, встречают обыкновенно то или другое
противодействие со стороны гипнотизируемого лица. Но это противодействие
далеко не такого рода, чтобы опытный гипнотизатор не мог его обойти и
преодолеть.
Hosted by uCoz