Navigation bar
  Print document Start Previous page
 189 of 299 
Next page End  

Александр Евсеевич Хинштейн: «Какого цвета страх»
189
отказывались, а платить пошлины ФАПСИ не желало.)
Одновременно начальник Финуправления Монастырецкий заставляет подведомственные
ФАПСИ структуры открыть в «РАТО» счета и перевести туда все средства, невзирая ни на
какие обстоятельства.
Своего генералы добились — банк устоял. Но случилось непредвиденное — в апреле
96-го органами ФСБ и прокуратуры был арестован начальник ФЭУ генерал-майор
Монастырецкий. Эпизод с таможенными миллиардами начал выплывать наружу.
Никаких сомнений в том, что ФСБ попытается отправить его вдогонку за
Монастырецким, у Старовойтова не было.
Любыми способами нужно было замести следы…
«Зеленая» цепочка
6 мая 1996 года Старовойтов принимает решение: немедленно создать воздушный пункт
управления (ВПУ) на базе самолета Як-42Д. Для чего срочно купить искомый самолет.
По правде говоря, ВПУ ФАПСИ действительно был необходим. В случае какого-то ЧП
(землетрясение, наводнение, теракт) протянуть при помощи самолета в нужный район
спецсвязь или доставить туда грузы куда легче, чем без него. Вдобавок ФАПСИ упирало на
«улучшение оперативного взаимодействия между войсками правительственной связи и частями
радиоразведки», на другие вещи.
На словах все вроде бы пристойно. Так стоит ли обращать внимание на всякие мелочи? На
то, например, что в утвержденном правительством плане фапсишных работ никаким ВПУ и не
пахло. Или на то, что формирование и размещение оборонного заказа — прерогатива
исключительно правительства, но никак не агентства. (А значит, все дальнейшие телодвижения
ФАПСИ идут вразрез с Законом «О государственном оборонном заказе».)
Наверное, не стоит. Если бы не одно «но» — вся затея с покупкой самолета Як была
организована Старовойтовым и Пономаревым с единственной целью: скрыть аферу с
зависшими в «РАТО-банке» миллиардами. Ибо самолет решено было покупать… у «РАТО».
Часть крутящихся в банке «таможенных» средств — 15,8 миллиарда — генералы
быстренько оформили как плату за воздушный пункт управления. Еще 38 миллиардов перевели
в банк в рекордно короткие сроки. (А потом и ещ¸ 6 миллиардов — в июне и октябре.)
Одним махом генералы убивали двух зайцев: «легендировали» собственную аферу и
поддерживали финансовую мощь «РАТО», закачивая в него все новые и новые средства.
Деньги перечислили 31 мая 96-го года. Контракт же на поставку и оборудование
спецтехникой самолета Як-42Д заключили за две недели до этого. Невиданная оперативность!
Между тем генерал Пономарев, начальник ГУПС ФАПСИ, подписавший этот контракт,
не мог не понимать, что идет на конфликт с законом. Ведь «РАТО-банк» лицензии на
выполнение оборонного заказа не имел, да и положенного конкурса исполнителей никто не
проводил.
Но у Пономарева, похоже, был свой интерес. По договору ФАПСИ должно было
заплатить банку 11 миллионов долларов (55 миллиардов рублей). В официальной справке
ГУПС ФАПСИ это названо «невысокой себестоимостью».
Хорошенькая «себестоимость» — годом раньше этот самый самолет (бортовой номер
42446) АОЗТ «Проминвест» купило у казахской фирмы «МАДИ» за 2 миллиона 334 тысячи
долларов. То есть в пять раз дешевле.
Не думайте, однако, что АОЗТ «Проминвест» «наварило» на ФАПСИ без малого девять
миллионов. Нет, все было гораздо хитрее.
Как мы помним, договор купли-продажи был заключен между ФАПСИ и
«РАТО-банком». Но никакого самолета у банка не было. Все происходило, как в известном
анекдоте: один побежал искать вагон с тушенкой, другой — вагон с деньгами.
«РАТО-банк», в свою очередь, подписал контракт на поставку Яка с дружественной себе
фирмой — АОЗТ «Универсал». (Через три дня после оформления союза с ФАПСИ.)
У «Универсала» самолета тоже нет. Посему АОЗТ заключает договор с другой
Hosted by uCoz