Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 299 
Next page End  

Александр Евсеевич Хинштейн: «Какого цвета страх»
190
коммерческой структурой — ООО «Валькирия-М». Которая опять же самолетами не богата. На
свет появляется четвертый по счету контракт — на этот раз с настоящим владельцем, АОЗТ
«Проминвест».
Разумеется, продавало оно его дороже, чем покупало. По договору между
«Проминвестом» и «Валькирией-М» цена самолета составила 23 миллиарда 680 тысяч рублей
(платежное поручение ¹ 57 от 3.06.96).
…Не знаю, как вы, я лично порядком утомился, пока добрался до конца этой запутанной
цепочки. Вероятно, Пономарев со Старовойтовым на это и рассчитывали: чем сложнее узел,
тем труднее его распутать.
Им есть чего бояться. В результате четырехкратной перепродажи самолета цена его
выросла в два с лишним раза. Если же учесть, что некоторые фирмы из этой цепочки не
значатся в базе данных налоговых органов, возникает логичный вопрос: куда ушли
«накрученные» миллионы долларов? В чьем кармане осели?
Кое-какие соображения на этот счет у меня имеются. Ни Старовойтов, ни Пономарев к
разряду наивных простаков не относятся. Ложку мимо рта никогда не пронесут.
Знали они о том, сколько денег теряет бюджет? Знали. Могли купить другой самолет у
того же ОКБ Яковлева? Могли.
Вывод очевиден…
Впрочем, у Александра Владимировича Старовойтова — свое видение проблемы. «Меня
не ругать, а награждать надо, — с жаром говорил он мне два года назад. — Наши деньги
зависли в „РАТО“. Другой махнул бы рукой, а я хоть чего-то вытащил. Забрал за долги у банка
самолет».
…По-моему, уж если врать, то врать надо красиво…
Как завещал Йозеф Швейк
«Если, к примеру, пес старый и седой, а вы хотите продать его за годовалого щенка, то
лучше всего купите ляпису и выкрасьте пса в черный цвет — будет выглядеть как новый, —
наставлял поручика Лукаша опытный собачник Швейк. — Покупатели оставались очень
довольны. Им можно было всучить вршовицкого шпица вместо таксы, а они только
удивлялись, почему у такого редкого пса шерсть мохнатая, а ноги не кривые…»
О многочисленных аферах и махинациях сопровождавших покупку самолета для ФАПСИ,
я писал уже раньше. О том, как в Югославии у него загорелся двигатель. О том, как специально
пришлось вызывать летчиков-испытателей, чтобы вывезти его в Москву. Самолет представлял
собой груду металла. Тогда, правда, все эти подробности были лишь результатом
журналистского расследования. Теперь это — уже результаты расследования официального.
Которое среди прочего установило многое из того, о чем я даже не предполагал. Например, то,
что по документам, Як-42Д имеет отношение к агентству не больше, чем к Обществу
анонимных алкоголиков.
В июле 97-го Федеральная авиационная служба зарегистрировала самолет в своем реестре
(свидетельство о регистрации ¹ 5062). Собственником судна было оформлено уже известное
нам АОЗТ «Проминвест», эксплуатантом — частная компания «Орел-авиа». Аббревиатура
ФАПСИ в документах не значилась.
История эта темная. Вообще по закону Як следовало бы регистрировать через
Министерство обороны как самолет государственной авиации. Но военное ведомство
участвовать в сомнительной операции отказалось. В конце концов сделка между ФАПСИ и
«РАТО-банком» была незаконной.
От безысходности Старовойтов и Пономарев пошли на должностной подлог — упросили
директора ФАС Зайцева оформить Як как гражданское судно. На подставные фирмы.
Не знаю уж, какие аргументы привели генералы Зайцеву. Во всяком случае, директор
ФАС закрыл глаза на целый букет нарушений. В авиационную службу не были представлены
обязательные для таких случаев документы: акт проверки технического состояния, заключение
главного инженера регистрационного управления ФАС о годности к полетам. Отсутствовали
Hosted by uCoz