Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 114 
Next page End  

популярности - предаваться любовным забавам с группой мальчишек. А во взрослом состоянии ей и в
голову не приходило связывать эпизоды сеновала того далекого времени со своим настоящим
поведением. Однако все эти годы в голове она сохраняла основные линии своей жизненной драмы. Акт
первый: завязка - прегрешения на сеновале и ощущение вины. Акт второй: основное действие -
прегрешение и чувство вины из-за пьянства и безответственности. Акт третий: расплата - разоблачение
и наказание. Она потеряла все - мужа, детей, положение в обществе. Акт четвертый: освобождение в
финале - самоубийство. Теперь, после ее гибели, все прощали и жалели ее.
Делла провела свою жизнь с чувством неотвратимости надвигающейся угрозы. Сценарий -
трагическая драма, несущая ей освобождение и примирение. Толкаемая каким-то внутренним
"демоном", она нетерпеливо подстегивает свою судьбу: проклятие, смерть и прощение.
"...Когда-нибудь я открою школу для самых маленьких, выходить замуж буду четыре раза,
заработаю кучу денег на бирже и стану знаменитым хирургом", - говорит пьяная Мери. Это уже не
сценарий. Во-первых, ни одну из высказанных идей Мери не почерпнула у своих родителей. Они
ненавидели детей, считали развод невозможным, игру на бирже - слишком рискованной, а работу
хирурга - чересчур ответственной. Во-вторых, по своим личностным качествам Мери для всего этого не
подходит. Она слишком напряженно ведет себя с любыми детьми, равнодушно холодна с мужчинами,
боится биржи, а руки ее дрожат от пьянства. В-третьих, она давно уже решила быть торговым агентом
днем, а вечера и свободные дни проводить в пьяной компании. В- четвертых, ни один из предлагаемых
проектов ее особо не увлекал. В этих проектах она скорее всего проговаривала то, чего никогда не
смогла бы сделать. В-пятых, каждому, кто ее слышал, было ясно, что Мери и не собирается заниматься
всем тем, что перечислила в своих мечтаниях.
Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3)
решение в детском возрасте; 4) действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий
успех или неудачу; 5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие
убежденность.
На сцене и в жизни
Театральные сценарии в основном интуитивно выводятся из жизненных сценариев. Лучший
способ это осмыслить - рассмотреть связи и сходство между ними.
1. Оба сценария базируются, как это ни странно, на ограниченном количестве тем. Наверное,
наиболее известная из них - трагедия Эдипа. Большинство других сценариев также можно найти в
греческой драме и мифологии. Позже люди выделили и записали более домашние, узнаваемые нами
модели человеческой жизни.
Психотерапевту, анализирующему чьи-то трансакционные сценарии или игры, может быть
известен их конец, если он знает суть интриги и ее действующие лица. В процессе анализа можно
внести определенные изменения. Так, например, и психотерапевту, и театральному критику ясно, что
Медея расположена к убийству своих детей и сделает это, если кто-то не сумеет ее отговорить. Обоим
также ясно, что если бы она жила в наше время и ходила бы еженедельно в терапевтическую группу, то
известной нам истории могло бы и не произойти.
2. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, если, конечно, на
жизненном пути нет помех и препятствий. Но для диалога, произнесенного определенным образом,
необходимо, чтобы выработалась соответствующая этому диалогу мотивация. Как в театре, так и в
реальной жизни реплики заучиваются и произносятся именно так, чтобы реакция их оправдывала и
дальше развивала действие. Если герой заменит текст и состояния Я, то партнеры будут реагировать
иначе. Например, если во время представления Гамлет вдруг начнет читать строки из другой пьесы,
тогда и Офелия тоже должна будет заменить свой текст, чтобы сделать происходящее осмысленным. Но
ведь все представление пойдет иначе. Они могут, скажем, сбежать вдвоем, вместо того чтобы бродить
вокруг замка. Это будет, наверное, плохая пьеса, но, возможно, лучший вариант жизни.
3. Сценарий должен быть доработан и отрепетирован, прежде чем будет готов для
драматического представления. В театре существуют чтения, прослушивания, репетиции и прогоны
перед премьерой. А жизненный сценарий запускается еще в детском возрасте в той примитивной
форме, которую мы называем "протоколом". Здесь уже другие исполнители. Они ограничены в семье
кругом родителей, братьев, сестер, а в интернате или детском доме - кругом товарищей или
воспитателей. Все они играют свои роли, ибо каждая семья (интернат или детский дом) представляет
собой институт, в котором ребенок чаще всего не получает уроков особой гибкости. В период
Hosted by uCoz