Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 114 
Next page End  

настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается
впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее
избавиться. В то же время едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла
она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему она не
бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В
любом случае всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а
сообразила бы: "Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью".
Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на
драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы
заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.
1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью "несчастного случая", чтобы в
конце истории разразиться словами: "Ну разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того,
чтобы какой-нибудь волк...".
2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих
возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Он, наверное, читал в
юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка:
"Живи с опасностью и умри со славой".
3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то
интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками. Может быть,
поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной -
ведь у нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?
4. Охотник - очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного
соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.
5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в
постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.
В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат
таким, каков он есть на самом деле, то все в целом - интрига, в сети которой попался несчастный волк:
его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в
качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо
держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от
девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному.
При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?
Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в
действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой
матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?
Сценарий Красной Шапочки
Многие психоаналитики, анализируя сказку о Красной Шапочке, большое внимание уделяют
символическому значению камней, положенных в волчий живот. А трансакционные аналитики считают
более важным изучение взаимодействий между героями сказки.
...Керри пришла к психотерапевту на консультацию в возрасте тридцати лет. Она жаловалась на
головные боли, депрессию, скуку, отсутствие удовлетворительного партнера. Как и большинство
Красных Шапочек (КШ), с которыми сталкивался психотерапевт, она старалась всем помочь, но не
прямо, а как-то косвенно. Однажды, войдя в помещение консультации, она сообщила: "На улице, около
вашего дома, лежит больная собака. Позвоните в ветеринарную поликлинику!" - "А почему вы сами не
позвоните?" - спросил психотерапевт. "Кто, я?" - был ответ женщины. Сама она никого никогда не
спасла, но всегда знала, где найти спасителя. Это типично для КШ. Психотерапевт как-то спросил ее:
"Не приходилось ли вам работать в учреждении, где кого-то из сотрудников регулярно посылали
покупать бутерброды к совместному чаепитию? И кто обычно ходил?" - "Конечно, я", - был ответ.
Сценарная часть жизненной истории Керри такова. В возрасте от шести до восьми лет мать
обычно посылала дочь к своим родителям с разными поручениями или просто поиграть. Иногда
бабушка отсутствовала, тогда внучка играла с дедушкой, который в основном старался забраться к ней
под платье. Матери она об этом не говорила, так как понимала, что мать этому не поверит и обвинит ее
во лжи.
Теперь вокруг Керри много мужчин, большинство из которых для нее - "мальчишки", "щенки".
Hosted by uCoz