Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 114 
Next page End  

                0       4       6            
¦  0 5 7 = 0 4 5   ¦
                                             
¦      0 4 6       ¦
<М>  мужчина                                
L-------------------
<Ж>  женщина                     
------------------------------¬
  =   женатый (замужняя)          
¦         
Пол детей         
¦
                                  
¦            <
Ж>   <Ж>       
¦
                                  
¦<
М><Ж><М> = <Ж><Ж><Ж>       
¦
                                  
¦  <
М><М><М><М><М><М><М><М><Ж>
¦
                                  
L------------------------------
Схема 5. Сценарий: фамильное дерево семейства Эйбл
А. "Когда вступишь в брак, роди троих детей. Потом ты будешь свободной в своих действиях".
Это самый гибкий сценарий, не требующий спешки и принуждения, к тому же ни в чем не имеющий
ограничений. Страх "сценарного срыва" и отсутствие материнской любви могут угрожать тогда, если
Фэн нарушит сценарий, то есть вовремя не произведет на свет запланированных трех отпрысков. Но
заметьте: Фэн не свободна, пока не родит третьего ребенка. Этот сценарий мы называем "Пока".
В. "Когда выйдешь замуж, роди по крайней мере троих детей". Здесь также нет ограничения, но
может ощущаться некоторая спешка, особенно если Грэмм и Гренни будут отпускать шуточки по
поводу плодовитости Дона и Фэн.
С. "Когда вступишь в брак, имей не больше троих детей". Здесь спешить некуда, но вводится
ограничение, так что Дон и Фэн могут опасаться новых беременностей после третьего ребенка. Это
сценарий "После", так как предполагаются неприятности в случае рождения (после третьего) новых
детей.
Теперь посмотрим, как могла бы рассуждать Фэн в свете каждого из этих указаний, если бы
родила четвертого ребенка (предположим, Педвара). В свете А: "Первые трое - бабушкины и пусть
воспитываются по ее методе". Педвар же - собственный ребенок Фэн, она может растить его так же, как
Кэла, Вэла и Хэла, а возможно, и иначе. У этого ребенка она может воспитать самостоятельность, и,
может быть, он вырастет более свободным и независимым, чем остальные дети.
Однако Фэн может обращаться с ним, как когда-то с куклой. Это была ее собственная, особенная
кукла, которую она нянчила так, как ей хотелось. А с другими куклами она обращалась так, как ее учила
мать (Гренни). Иными словами, та любимая кукла ее детства как бы подготовила специальный сценарий
для четвертого ребенка - Педвара. Эти сценарии Фэн может использовать, выполнив свой долг перед
Гренни. В случае В все будет похоже на А, с тем лишь исключением, что Гренни будет иметь на
Педвара большее влияние, чем в случае А, поскольку он будет рассматриваться как дополнительная
возможность, которую предоставила Гренни, а не как результат свободного выбора. В свете С Педвар -
уже неприятность, поскольку, родив его, Фэн нарушила указание Гренни. Поэтому к нему будут
относиться как к нежеланному ребенку: неприветливо, нервно или безразлично. В этом случае, если
принцип наших рассуждений верен, окружающие будут постоянно замечать, что он отличается от трех
своих старших братьев в худшую сторону.
Далее рассмотрим игры, в которые играют родители, определяя численный состав своей семьи.
Например, в одной семье девушка Дженни была старшим ребенком из одиннадцати детей. Нэнни, ее
мать, частенько жаловалась, что последних пятерых детей ей рожать не хотелось. Казалось, следовало
бы предполагать, будто Дженни "запрограммируется" на рождение шестерых детей. Но это
предположение оказалось неверным. Она родила одиннадцать детей, и, конечно, постоянно жаловалась
на то, что последние пятеро детей появились вопреки ее желанию. Таким образом, она получила
возможность в зрелом возрасте разыгрывать игры: "И вот опять...", "Поспешила", "Фригидную
женщину", то есть точь-в-точь как это делала ее мать. Этот пример можно использовать в качестве теста
на психологическую грамотность. Например, на вопрос: "Если у женщины одиннадцать детей и она
постоянно говорит, что пятеро последних не были для нее желанными, то сколько детей скорее всего
будет иметь ее старшая дочь?". Сценарный аналитик в этом случае должен ответить: "Одиннадцать".
Тот, кто скажет "шесть", по нашему мнению, затрудняется в понимании и прогнозировании
человеческих реакций, ибо полагает, что важные решения, так же как и тривиальные, должны быть
"рационально" мотивированы. А они обычно определяются родительскими указаниями сценария.
Исследуя эту проблему, психотерапевт обычно спрашивает родителей пациента: во-первых,
сколько братьев и сестер у каждого из них; во-вторых, сколько детей они хотят иметь; в-третьих,
сколько детей, как они полагают, будет у них на самом деле. Если родители понимают, как правильно
дифференцировать состояния Я, то еще больше информации можно получить, сформулировав второй и
Hosted by uCoz