Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 114 
Next page End  

сограждан. Однако большинство неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они
остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются
увлечь в нее всех рядом стоящих.
Победителем можно назвать человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели
и, в конечном счете, добился своего. Этот договор, или притязание, может состоять, например, в том,
чтобы стать миллионером или чемпионом в спортивном беге на ту или иную дистанцию или стать
доктором философии. Если он добился поставленной цели, то он - победитель. Если же он увяз в
долгах, или получил какую-то серьезную физическую травму, или провалил экзамен на первом курсе,
то этот человек явный неудачник. Если же он положил в банк сравнительно небольшую сумму денег,
или пробежал дистанцию за весьма скромное время, или ушел в промышленную фирму со званием
магистра, то он, по крайней мере, непобедитель. Здесь очень важно то, какие цели человек формулирует
для себя сам. И хотя в основе их - Родительское программирование, но окончательное решение
принимает его Взрослый. Заметьте, человек, поставивший своей целью пробежать, например,
стометровку за десять секунд, и сделавший это, - победитель, а тот, кто хотел добиться, например,
результата - 9,5, а пробежал за 9,6 секунды - этот непобедитель. С точки зрения краткосрочных
программ, победителем мы смогли бы считать того человека, кто мечтал и стал капитаном команды или
кто смело назначил свидание "королеве" конкурса красоты. А непобедитель - это тот человек, который
так и не дотянулся до приличного результата в спорте или завел интрижку только с одной из участниц
конкурса красоты. А неудачник даже не войдет в спортивную команду и не сумеет договориться о
свидании ни с одной из красавиц.
Типичный, классический пример неудачника - человек, страдающий от болезней и прочих
неприятностей безо всяких на то серьезных причин. Если же серьезная причина имеется, то этот
человек ощущает "успех" в качестве мученика. Иногда это бывает лучшим способом победить,
проигрывая.
Победитель знает, что ему делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. А неудачник не
знает, как быть, если придет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша. Так
что достаточно послушать несколько минут подобный разговор, чтобы понять, кто из собеседников -
победитель, кто - неудачник. Особенно это выявляется в семейном споре и в психотерапевтической
группе.
Наверное, можно считать одним из основных правил такое: в сценарии победителя выигрыш
предопределяется заботливым Родителем через антисценарные лозунги. Непобедитель получает свой
выигрыш от строгого Родителя посредством предписаний. Неудачника же приводит на тропу расплаты
провокации сумасшедшего Ребенка его родителей, предписания, соблазняющие собственного
саморазрушительного "демона" человека.
Сценарное время
Сценарием (победителя или неудачника) мы считаем способ структурирования времени своей
жизни между первым приветственным звуком у материнской груди и последним "прощай" на краю
могилы. Время жизни исчерпывается и наполняется деланьем и неделаньем. Время почти сплошь
состоит из "никогда не делаю", "делаю всегда", "ни разу не делал раньше", "не буду делать, сделаю
после", "делаю вновь и вновь" и "буду делать до тех пор, пока ничего уже невозможно будет сделать".
Поэтому и возникают сценарии, обозначаемые как "Никогда" и "Всегда", "До тех пор, пока" и "После
того, как", "Снова и снова", а также сценарии "С открытым концом". Их интересно проследить на
сюжетах некоторых греческих мифов. Греки очень тонко чувствовали жизнь.
Сценарий "Никогда" представлен судьбой мифического героя Тантала, обреченного на вечные
муки, которому суждено было страдать от голода и жажды, хотя вода и ветвь с плодами находились
рядом, но все время миновали его губ. Обладателям подобных сценариев родители запретили делать то,
что им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и "танталовых мук". Они как бы живут под знаком
Родительского проклятья. В них Ребенок боится того, чего они сильнее всего желают, в связи с чем они
мучают себя сами.
Сценарий "Всегда" может быть представлен Арахной, героиней греческой мифологии,
посмевшей состязаться в ткацком искусстве с самой богиней Афиной. В наказанье она была превращена
в паука, вечно ткущего свою паутину. Подобные сценарии порождают родители, любящие
позлорадствовать: "Тебе этого хочется. Но знай, что это навсегда, на всю твою жизнь".
Сценарий "До тех пор, пока" или "Перед тем, как" аналогичен мифу о Ясоне, предводителе
Hosted by uCoz