Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 114 
Next page End  

         
¦ B---¬ ¦   ¡       ¦ B ¦
         
¦===¦ ¦ ¦ г=
О
=¬     ¦===¦     г=
М
         
¦ Pe¦ ¦ L---P-----¬ ¦ Pe¦ ------P ¦
         
L===- ¦   ¦===¦---¦---==- ¦   ¦===¦
          1860 
L--
-->B---¬ ¦   ¡----   ¦ B ¦
            5      
¦==-¦¦¦ ¦ г=
О
=¬     ¦---¦     г=
М
                   
¦Pe<--¦ L---P--->-¬ ¦ Pe¦ ------P ¦
                   
L===- ¦   ¦===¦---¦---==- ¦   ¦===¦
                    1885 
L---->B---¬ ¦   ¡----   ¦ B ¦
                      4      
¦===¦¦¦ ¦ г=
О
=¬     ¦===¦     г=
М
                             
¦Pe<--¦ L---P-----¬ ¦ Pe¦ ------P ¦
                             
L===- ¦   ¦===¦-------==- ¦   ¦===¦
                              1910 
L---->B---¬ ¦   ¡----   ¦ B
¦
                                3      
¦===¦¦¦ ¦ г=
О
=¬     ¦===¦
                                   1935
¦Pe<--¦ L-->P ¦     ¦ Pe¦
                                     2 
L===- ¦   ¦===¦-------==-
                                             
L---->B ¦
¦
                                                 
¦===¦¦
                                             1960
¦Pe<--
                                               1 
L===-
Схема 15. Культурное наследование
Если взять "семейный парад" дочерей, чьи роли - быть матерями преуспевающих врачей, схема
будет выглядеть точно так же, лишь отцы и матери поменяются местами. Если мы имеем дело с семьей,
в которой дяди, свекрови и другие родственники играют важную роль в формировании сценария
ребенка, схема усложнится, но принцип ее останется неизменным.
В "параде победителей" сценарий и антисценарий совпадают (лучший способ для родителей
обеспечить ребенку карьеру "победителя"). Но если мать, например, из поколения "3", окажется
дочерью вождя-пьяницы, она может передать своему сыну плохое сценарное предписание. Это уже
опасно, ибо возникает конфликт между сценарием и антисценарием. Ее Родительское Я стремится
воспитать сына хорошим врачом, в то время как ее Ребенок захлебывается от восторга, повествуя о
пьяной удали дедушки. Сына впоследствии могут выгнать за пьянку из медицинского училища, и он
проведет остаток своей жизни, разыгрывая роль Алкоголика, причем разочарованный отец будет
выступать в роли Преследователя, а ностальгическая мамаша - в роли Спасительницы [Описанный
"семейный парад" частично основывается на антропологическом и историческом материале, а частично
- на изучении генеалогического дерева нескольких американских врачей. - Прим. автора.].
Влияние прародителей
Одной из главных задач, возникающих в ходе применения сценарного анализа на практике, мы
считаем возможность проследить влияние прародителей. Это можно пояснить схемой 16,
представляющей собой более детально разработанный вариант схемы 7. Здесь видно, что РРе матери
делится на две части: ОРРе и МРРе. ОРРе отражает влияние отца на нее в раннем возрасте (Родитель-
Отец в ее Ребенке), соответственно МРРе отражает влияние матери (Родитель-Мать в ее Ребенке). На
первый взгляд это разделение кажется сложным и непрактичным, однако это только для человека, не
привыкшего разбираться в состояниях Я. Пациенту, например, вовсе не требуется много времени,
чтобы научиться различать ОРРе и МРРе в самом себе. "Когда я была маленькая, папе нравилось
доводить меня до слез, а мама одевала меня как куколку", - говорит миленькая плаксивая и
легкомысленная женщина. "Папа хотел, чтобы я была умницей, а мама - чтоб я хорошо одевалась", -
говорит изящно одетая, преуспевающая женщина. "Папа жалел, что я девочка, а мама одевала меня как
мальчишку" - слова испуганной девушки в мальчишеской одежде. Каждая из этих трех женщин хорошо
видит, что в ее поведении и образе жизни обусловлено ранним влиянием отца (ОРРе) и что - матери
(МРРе).
            Материнский ребенок                      Отцовский ребенок
               
-----T----¬
Ее "электрод"  Его "электрод"
-----T----¬
               
¦
МРРе
¦
ОРРе
------------¬     -------------
МРРе
¦
ОРРе
¦
               
+----+----+           ¦     ¦           +----+----+
               
¦   
В   
¦           ¦     ¦           ¦   
В   
¦
               
+---------+           ¦     ¦           +---------+
Hosted by uCoz