Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 114 
Next page End  

               
¦   
Ре  
¦           ¦     ¦           ¦   
Ре  
¦
               
L----------           ¦     ¦           L----------
                                     
¦     ¦
                                   
--¡--T--¡-¬
              Материнский "электрод"
¦
МРРе
¦
ОРРе
¦
Отцовский "электрод"
                                   
+----+----+
МРРе - Материнский Родительский    
¦    B    ¦
     ребенок = Дедушка по мате-    
+---------+
     ринской линии                 
¦    Pe   ¦
ОРРе - Отцовский Родительский      
L----------
     ребенок = Бабушка по отцо-    Ребенок М или О
     вской линии
М - Мать
О - Отец
Схема 16. Влияние прародителей
Теперь, если вспомнить, что сценарные ограничения получаются в основном от родителей
противоположного пола, легко заключить (посмотрим еще раз схему 7), что "электрод" матери - ОРРе, а
"электрод" отца - МРРе. Поэтому сценарные указания, которые мать дает своему ребенку, она сама
получила от своего отца; это означает, что источником сценарной программы мужчины может быть его
дедушка по материнской линии. Указания, которые отец дает дочери, сам он получил от своей матери;
это значит, что источником женского сценария чаще всего является бабушка по линии отца. Роль
"электрода", следовательно, играет мать (дедушка) в сознании мужчины и отец (бабушка) - у женщины.
Если посмотреть с этой точки зрения на трех названных выше женщин, то окажется, что бабушка
легкомысленной женщины много раз выходила замуж и все мужья оказывались с ее точки зрения
подлецами, бабушка преуспевающей женщины, возможно, была известной писательницей, а бабушка
мужеподобной девушки сражалась за права женщин.
Теперь ясно, почему в "семейном параде", изображенном па схеме 14, поколения чередуются по
признаку пола: бабушка - отец - женщина-пациент - сын - внучка. На схеме 15, наоборот, показано, как
подобную диаграмму приспособить для анализа только мужской или только женской линии потомства.
Эта универсальность как раз и делает сценарную матрицу столь ценным исследовательским
инструментом. Она обладает свойствами, о которых не подозревал даже сам ее создатель. Здесь мы
видим, что сценарная матрица позволяет понять и проанализировать такие сложные явления, как
история семьи, передача культурной традиции и психологическое влияние прародителей.
Эписценарий
Передача сценария может осуществляться при двух условиях. Ребенок должен быть способен,
готов и расположен к восприятию сценария, а у родителей должно быть желание передать его ребенку.
Ребенок способен к восприятию сценария, поскольку его нервная система сконструирована как
программирующаяся система: она воспринимает чувственные и социальные стимулы и строит из них
устойчивые модели, которыми управляется поведение. По мере того как тело и разум обретают черты
зрелости, возрастает готовность ко все более сложным формам программирования. И ребенок
расположен к принятию сценария, так как сценарий нужен ему как способ структурирования и
упорядочения деятельности. Он не просто хочет сценария, он жаждет ею, поскольку он ведь не
пассивный компьютер. Он обладает стремлением к завершенности, потребностью заканчивать начатое;
кроме того, его вдохновляет великое человеческое свойство - сознание цели.
Ребенок начинает с бессмысленных движений, а потом он понимает, что нужно говорить после
того, как сказал "здравствуйте". Сначала его реакции самоцельны. Мы находим зачатки умений,
свойственных взрослым, удовольствие от действия и его успешного завершения. Это - донесение ложки
до рта, несколько самостоятельно пройденных шагов и т.п. Сначала у ребенка цель в том, чтобы идти,
позже - в том, чтобы идти к чему-то. Направляясь к какому- то человеку, он должен знать, что делать,
когда дойдет. Сначала его встречают улыбки и объятия матери. Все, что должен сделать он сам, - это
схватиться руками и прижаться плотнее к матери. От него больше ничего и не ждут, главное - он дошел.
Позже формируются ожидания и ребенок учится говорить "здравствуйте". Скоро и этого становится
недостаточно: от него ждут большего. Он учится вырабатывать стимулы, чтобы получать в ответ
положительные реакции. Наверное, поэтому он, порой даже этого не осознавая, остается вечно
благодарен родителям: они научили его обращаться с людьми так, чтобы получать желаемый отклик.
Hosted by uCoz