Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 191 
Next page End  

ведет к «омертвлению» данной части тела, результатом чего становится потеря соответствующей части
своего Я. Следовательно, такого рода участки, или зоны, тела служат почти наглядным представлением
различных эмоциональных конфликтов, которые были подавлены человеком и задвинуты в
подсознание, в бессознательное. Например, большинство людей не ощущает напряженности в своих
челюстях и не понимает, что подобное напряжение представляет собой подавление импульсивных
стремлений укусить или громко зарыдать. Эти конфликты являются представлением подавленного
бессознательного. Они образуют собой тот «подземный», «нижний» мир, где погребены такие чувства,
которые эго или сознательный разум считает опасными, постыдными или неприемлемыми.
Подобно душам, томящимся в аду, все эти скрытые чувства, которые для сознательного разума
умерли, продолжают жить в подземном царстве мук и страданий. Время от времени эти страдания
поднимаются до уровня сознания, но, поскольку такое событие угрожает выживанию, их снова загоняют
вниз. Мы в состоянии выжить, если живем на поверхности, где мы в силах контролировать свои
чувства и поведение; но это сопровождается необходимостью принести в жертву глубокие и подлинные
чувства. Проживание на поверхности означает - в терминах ценностей, исповедуемых эго, -
поддержание нарциссического образа жизни, который по своей сути оказывается пустышкой и
результатом которого, как правило, оказывается депрессия. Когда человек начинает вести жизнь в
глубинах своего естества, то поначалу это может показаться болезненным и пугающим, но в конечном
итоге подобный образ жизни способен принести ощущение полноты и радости жизни, если только у нас
достанет мужества пройти через свой персональный ад в надежде и с целью достичь рая.
Глубокие чувства, похороненные нами в себе, - это чувства, принадлежавшие тому ребенку,
которым мы когда-то были, ребенку, пребывавшему невинным и свободным, ребенку, знавшему радость
до той поры, пока его дух не оказался сломленным тем, что его заставляли испытывать чувства вины и
стыда в связи с его самыми естественными импульсами и порывами. Этот ребенок продолжает по-
прежнему жить в наших сердцах и в нашем нутре, но мы потеряли с ним контакт, а это означает, что мы
потеряли контакт с самыми глубинными частями самих себя. Чтобы найти себя, чтобы отыскать в себе
это погребенное дитя, мы должны опуститься вниз, в самые глубинные зоны нашего естества, во тьму
бессознательного. В подобном погружении мы не должны пугаться своих страхов и таящихся в темноте
опасностей, а для этого нужна помощь сопровождающего нас терапевта-«путеводителя», который
дополнит и завершит это путешествие описанием своего собственного процесса открытия самого себя.
Исповедуемые мною идеи в какой-то мере параллельны такому мифологическому мышлению, в
котором диафрагма (или грудобрюшная преграда) приравнивается к поверхности земли. Та половина
тела, которая располагается выше диафрагмы, находится в свете дня; то, что находится под ней, а
именно живот и ниже, пребывает в ночной темноте и бессознательном. Сознательный разум
располагает определенной степенью контроля над процессами, происходящими в верхней половине
тела, но обладает весьма незначительным или вообще нулевым контролем над процессами в его нижней
части, в число которых входят функции, связанные с сексуальностью, экскрецией (или выделением) и
репродукцией (или размножением). Эта часть тела - живот, брюшная полость - тесно связана с
животной стороной человеческой природы, в то время как функции верхней половины тела в гораздо
большей степени подвержены культурным веяниям. Пожалуй, самый простой способ описать указанное
различие между двумя половинами человеческого тела - это сказать, что мы питаемся как люди, но
испражняемся подобно животным. Вероятно, именно потому, что нижняя половина тела в большей
мере ассоциируется с животной, звериной стороной нашей натуры, выполняемые ею функции,
особенно те из них, что связаны с сексуальностью и передвижением, способны доставлять нам такие
переживания и ощущения, которые носят в высокой степени радостный и даже экстатический характер.
Глава 2. Капитуляция перед собственным телом
Капитуляция нарциссического эго
Идея о том, чтобы капитулировать перед чем-то, чтобы сдаться чему угодно, не весьма популярна
Hosted by uCoz