Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 191 
Next page End  

а те - животным. Впоследствии человек научился управлять первым из этих естественных явлений
посредством агрономии и сельскохозяйственного производства, которые снабдили его надежным и
почти неиссякаемым источником пищи. Затем, благодаря внедрению машин и химических удобрений,
его власть над процессами производства продовольствия стала казаться беспредельной. Эта история
всем нам известна. Но мы стали также осознавать, что в указанном процессе кроется опасность. Мы
узнали, что непомерным вмешательством в природу стали нарушать свойственный ей экологический
баланс. Но ведь точно то же мы творим с нашими телами, сводя все, что в них происходит, к
биохимическим процессам и тем самым грабя себя и лишая свои тела того, что в них сотворено по
образу и подобию Бога. Современный человек в западной культуре потерял свою душу, как это
констатировал в свое время Юнг.
На это можно возразить, что именно создание и развитие цивилизации явились величайшим
достижением человека, венцом его вселенской славы. Я готов и согласиться с этим аргументом, и
возразить против него. Цивилизация отождествляется с городской жизнью, но если сегодняшние
большие города представляют собой славу и гордость человека, то они же одновременно являются и его
позором. Лишь очень немногие из мегаполисов избавлены от загрязнения воздуха, суетливой
гиперактивности, бесконечных транспортных потоков, от шума, насилия и грязи. В них, правда, всегда
отыщется несколько уголков тихой красоты, но они целиком и полностью задавлены уродством
современной рекламы, которая выражает маниакальную завороженность горожан материальными
благами и сексом.
Демистификация какого-то объекта, понятия или процесса перемещает его из царства священного
в сферу вульгарного. Священный, сакральный объект становится просто вещью, священный процесс -
механической операцией. Именно так сложилась в двадцатом веке судьба человеческого тела и его
сексуальности. Половой акт, представляющий собой единение двух индивидов, которые исполняют
священный танец жизни, для многих людей стал своего рода театрализованным представлением, а
иногда - каким-то ляпсусом, оплошностью эго. Для особых целей действительно может понадобиться
объективный взгляд на телесные функции как на биохимические или механические процессы, но мы не
должны терять из виду, что во всех жизненных процессах имеется и гораздо более глубинная
реальность. Любовь удастся объяснить в биохимических или механических терминах ничуть не в
большей мере, чем можно объяснить в терминах колебаний воздушных волн, являющихся носителем
звука, властную силу слов «я люблю тебя» как средства пробуждения ответных чувств. Любовь - это
состояние интенсивного позитивного возбуждения в теле, но это утверждение говорит нам не намного
больше, чем фраза о том, что сама жизнь тоже является состоянием возбуждения. Я бы охарактеризовал
любовь как предельное, окончательное выражение жизни, поскольку, являясь той силой, которая стоит
за кулисами репродуктивной функции продолжения рода человеческого, она есть истинный творец
жизни. И сводить жизнь, любовь и секс к физиологическим процессам - значит игнорировать
эмоциональную сторону тела, то есть все те аспекты, которые делают и секс, и любовь, и жизнь
проявлениями духа, присущего телу.
Восточная философия и религия не отделяет, не диссоциирует Бога от природы или же дух от
тела. Жители Китая веруют, что всеми процессами в природе и космосе управляет взаимодействие двух
принципов или сил, именуемых «инь» и «ян» [В древнекитайской философии и религии - два начала:
одно - негативное, темное я женское (инь), другое - позитивное, светлое и мужское (ян), -
взаимодействие которых влияет на судьбу живых существ и всех вещей. - Прим. перев.], которые в
случае взаимной сбалансированности гарантируют благополучие человека. Мышление индусов
признает существование силы, которая питает все живое энергией и называется «прана» - дыхание
[Дыхание как носитель жизни в древнеиндийской философии упанишад (буквально - тех, кто сидел у ног
учителя), покидающее мертвеца и вселяющееся в новорожденного. - Прим. перев.]. Биоэнергетический
анализ так-же применяет энергетический принцип как средство понимания жизненных процессов и
работает с понятиями телесной энергетики, используя дыхание для освобождения человека от
имеющихся в его теле напряжений, которые налагают путы на его дух и ограничивают его свободу.
Восточное мышление коренится в той точке зрения, что человек не является хозяином собственной
жизни, что он подвержен воздействию сил, которые сам не в состоянии контролировать, - тех сил,
которые можно относить к категории скрывающихся за понятиями «рок» или «карма» [Буквально:
Hosted by uCoz