Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 191 
Next page End  

удовлетворение от жизни. И невзирая на боль или даже унижение, которые могут их постигнуть во
взаимоотношениях с этим первым встречным, им очень трудно снова стать свободными. По моему
убеждению, в нашей культуре такая схема взаимодействия партнеров является нормальной, поскольку
усредненные любовные отношения носят достаточно ненадежный и неопределенный характер. А
поскольку эти взаимоотношения не дают удовлетворения и не доставляют обещанную любовью радость,
то в конечном итоге они рано или поздно оборачиваются разочарованием и возвращением в исходное,
безлюбовное состояние.
Столь страстная жажда любви служит выражением желаний погребенного внутри нас
нелюбимого и неудовлетворенного ребенка, который, словно Спящая красавица, ждет принца, чтобы
тот пробудил ее к жизни и любви. Сей сказочный принц - это «хороший» родитель, с которым ребенок
впервые испытал радость любви, впоследствии оказавшуюся утерянной. Длящийся всю последующую
жизнь поиск этой утраченной любви напоминает поиски Шангри-ла в романе современного
американского писателя Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт». Тот, кто так усердно ищет, как
правило, вешается на шею любому человеку, который в некоторых аспектах напоминает того самого
«хорошего» родителя, но одновременно воплощает в себе и многие свойства «плохого» родителя,
отвергавшего или обижавшего своего ребенка. Но человек не может добиться удовлетворения с
помощью отступления и возврата назад в надежде, что это может помочь ему установить связь со своим
прошлым и с ребенком, спрятанным где-то внутри себя. После того как этот ребенок будет разбужен и
обретет свободу, его необходимо целиком интегрировать во взрослую жизнь указанного индивида.
Для большинства людей проблема состоит не в том, любят они или не любят, а способны ли они
любить всем своим существом. Подобные ожидания были бы чрезмерными в такой культуре, как наша,
поскольку она трактует капитуляцию перед собственным телом как признак слабости. Попытка
капитулировать перед любовью всего одной половинкой сердца неизбежно ведет человека к
поражению, но, вместо того чтобы распознать собственную половинчатость как истинную причину
постигшей его неудачи, он возлагает всю вину на своего партнера в любви. Другое дело, что и этот
партнер, скорее всего, тоже вложил в любовь всего лишь половину своего сердца - за что он, разумеется,
опять-таки будет винить не себя, а противоположную сторону. К глубокому сожалению, не существует
способа сделать так, чтобы подобные взаимоотношения давали на выходе радость, которую ищет
каждый из партнеров. Подлинный расцвет любых отношений возможен лишь тогда, когда оба
вовлеченных человека привносят в них чувство радости. Попытка отыскать радость через посредство
кого-то другого никогда не срабатывает, невзирая на все многочисленные песни «про любовь», которые
культивируют и продвигают подобную «розовую» мечту. Любовь - это нечто совместное, а не
дарованное. Любящий полностью делится собой с любимым человеком. Это означает, что в любви
делятся не только радостью, но и печалью. Поскольку разделенное с кем-то удовольствие становится
двойным удовольствием, то и делясь с другим человеком радостью, мы усиливаем это чувство, которое
в сексуальном акте может достигнуть высот экстаза. Если же делятся печалью, то боль наполовину
ослабевает. Однако радость, которой человек мог бы поделиться, берет свое начало в капитуляции перед
собственным телом, а не в капитуляции перед другим человеком.
Подлинная влюбленность, равно как и ощущение радости капитуляции перед любовью, носит у
людей временный характер. Их не удается удержать навсегда, поскольку зачастую случившееся было в
большей степени удовлетворением насущной потребности, нежели глубокой любовью; но это не
объясняет того факта, что сам влюбленный воспринимает все произошедшее как подлинную страсть.
Мое объяснение заключается в том, что во влюбленности имеется регрессивный компонент, который
берет свое начало в детстве данного человека, когда всякая любовь означала полную отдачу. Такой
человек заново испытывает любовь, которую он когда-то питал к матери или к отцу, но, поступая
подобным образом, он подвергает некоторую часть своей личности регрессу, вновь в чем-то становясь
ребенком. Эта сторона его личности пытается отыскать ту поддержку и поощрение, в которых он
нуждался в давно минувшие времена. Таким образом, хотя его чувство любви является совершенно
подлинным, истоки этого чувства лежат не в капитуляции перед собственным телом и естеством, а в
отказе от позиции взрослого человека, то есть такого индивида, который прочно стоит на собственных
ногах, не пользуется ничьей поддержкой и несет единоличную ответственность за себя и за свое
хорошее самочувствие.
Hosted by uCoz