Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 88 
Next page End  

самых малорослых учеников. В настоящее время ему тридцать шесть лет, и он нормально развитой
мужчина. По-видимому, природа сумела наверстать упущенное и завершить работу, которую начала с таким
опозданием. Однако в течение восьми лет задержка развития заставляла его страдать, и в это время ничто не
гарантировало ему, что природа когда-либо восполнит его дефекты. В течение всего этого периода его
мучила мысль, что он навсегда останется «ребенком».
В этом возрасте можно было заметить, как начали формироваться его нынешние черты характера.
Пациент действовал так, будто он — очень важная персона и словно каждый его поступок имеет огромное
значение. Что бы он ни делал, все это было рассчитано на то, чтобы привлечь к себе всеобщее внимание. С
течением времени он приобрел те черты характера, которые мы наблюдаем у него ныне.
После женитьбы пациент был постоянно озабочен тем, как бы внушить своей жене, что он на самом
деле значительнее и важнее, чем ей кажется, между тем как она посвящала все свое время демонстрации
того, что его утверждения относительно своего величия ложны! В этих условиях их отношения, которые
начали портиться еще во время помолвки, едва ли могли успешно развиваться, и в конце концов произошел
окончательный разрыв. В это время пациент пришел к врачу, поскольку распад семьи стал для него поводом
для окончательной потери уважения к себе, которое и ранее было основательно подорвано. Чтобы
излечиться, ему пришлось прежде всего узнать от врача, как понять природу человека, а затем — как
распознать ошибку, сделанную им в жизни. И эта ошибка, эта неправильная оценка собственной
неполноценности, наложила отпечаток на всю его жизнь до начала лечения.
ГРАФИК ЖИЗНИ И КАРТИНА ВСЕЛЕННОЙ
Рассматривая подобные случаи, зачастую бывает уместно показать связь между опытом детства и
жалобами самого пациента; лучше всего представить это в виде графика, подобного тому, который
выражает математическую формулу. Это отношение имеет вид линии, соединяющей две точки. Во многих
случаях мы можем построить график жизни, психологическую кривую, отражающую развитие личности;
эта кривая показывает, каким поведенческим установкам следовал данный индивидуум начиная с самого
раннего детства. Возможно, некоторые читатели сочтут, что мы пытаемся принизить значение человеческой
судьбы, чрезмерно упростив ее. Другие скажут, что мы пытаемся опровергнуть тот факт, что каждый
человек — хозяин своей судьбы, а значит, мы отрицаем свободу воли и человеческого разума. В том, что
касается свободы воли, это обвинение справедливо. Здесь мы имеем дело с определенной поведенческой
установкой. Ее окончательная конфигурация может до некоторой степени меняться, однако ее суть, ее
направленность и смысл остаются неизменными с самого раннего детства. Поведенческая установка
является определяющим фактором, хотя по мере того, как субъект
взрослеет, его меняющиеся взаимоотношения со взрослым миром могут незначительно видоизменять
проблему в некоторых отношениях. В ходе нашего исследования мы должны выяснить, каковы были самые
первые впечатления детства нашего пациента, поскольку младенческие впечатления определяют
направление, в котором развивался ребенок, а также то, как он будет реагировать на жизненные трудности.
Реагируя на эти трудности, ребенок применяет все данные ему от рождения физические и умственные
способности; те конкретные внешние воздействия, которые он ощущал с первых дней жизни, накладывают
отпечаток на его отношение к жизни и определяют его мировоззрение, его жизненную философию. Нам не
следует удивляться, если мы узнаем, что с раннего детства люди не меняют своего отношения к жизни, хотя
внешние проявления этого отношения в раннем детстве и в последующей жизни могут сильно различаться.
Поэтому очень важно относиться к маленькому ребенку так, чтобы он не получил ложного
представления о жизни. Сила и сопротивляемость его тела являются в этом процессе важным фактором. Не
менее важны социальное положение ребенка и характеры тех, кто его воспитывает. Хотя на первых порах он
реагирует на жизненные ситуации машинально и рефлекторно, в дальнейшей жизни его реакции
видоизменяются сообразно с некоей целью. Вначале его боль и радость обусловлены лишь физической
необходимостью, однако позднее он обретает способность уклониться от воздействия этих примитивных
потребностей и перехитрить их. Это происходит в период открытия ребенком самого себя, примерно в то же
время, когда он начинает называть себя «Я». Именно в это время ребенок осознает, что он так или иначе
зависит от окружающего мира. Эта зависимость неизменна и отнюдь не нейтральна, поскольку она
заставляет ребенка изменить свое поведение и отношения с окружающими соответственно требованиям,
которые предъявляют ему его мировоззрение и представление < о счастье и полноценной жизни.
Если мы вспомним о том, что говорилось по поводу телеологии (целенаправленности) человеческого
разума, становится все более понятно, что отличительной чертой этой поведенческой установки является
несокрушимая цельность. Необходимость обращаться с человеком как с единой личностью становится все
более и более очевидной в тех случаях, когда мы встречаем внешние проявления психологической цели,
которые на первый взгляд противоречат друг другу.
Есть дети, которые ведут себя в школе совсем иначе, чем дома, точно так же, как есть взрослые,
черты характера которых кажутся настолько противоречащими друг другу, что их настоящий характер
представляется нам тайной. Таким же образом движения и выражение лица двух людей могут быть внешне
одинаковыми, но тем не менее, когда начинают исследовать лежащие в их основе поведенческие установки,
они оказываются совершенно различными. Когда два индивидуума делают, как нам кажется, одно и то же,
каждый из них на самом деле делает нечто совершенно отличное от другого, и в то же время когда два
Hosted by uCoz