Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 88 
Next page End  

очень ограничен, они воспринимают лишь незначительную часть жизненных проблем. Дело в том, что они
боятся, как бы расширение кругозора не привело к потере личной власти.
Индивидуум зачастую не ведает о собственных способностях, поскольку он себя недооценивает; мы
также видим, что немало индивидуумов недостаточно осведомлены о собственных недостатках. Они могут
считать себя хорошими людьми, в то время как на самом деле они все делают из эгоистических побуждений.
С другой стороны, чело-век может считать себя эгоистом в такой ситуации, где более тщательный анализ
показывает, что он поступает весьма бескорыстно. На самом деле неважно, что вы думаете о себе и что о вас
думают другие. Важно ваше отношение к обществу в самом широком смысле, поскольку оно определяет все
желания, все интересы и все поступки каждого индивидуума.
Мы снова имеем дело с двумя типами человеческих существ. К первой группе принадлежат те, кто
живет более сознательно, кто подходит к жизненным проблемам объективно и «незашоренно». Вторая
группа имеет склонность
относиться к жизни предвзято и, таким образом, видит лишь ее незначительную
часть. Поведение и речь индивидуумов этого типа всегда выражает бессознательные установки. Двое людей,
живущих друг с другом, могут сталкиваться в жизни с трудностями, поскольку один из них всегда ведет
себя неконструктивно. Иногда, пожалуй даже чаще, мы видим, что пререкания обоюдны. Каждая из сторон
не осознает своей неконструктивности. Она уверена в своей правоте и заявляет, что ей нужен лишь мир и
покой. Факты, однако, доказывают, что это неправда; никто из них не в силах сказать ни единого слова, не
допустив колкостей в адрес своего партнера, даже если для посторонних это не заметно. При ближайшем
рассмотрении мы обнаруживаем, что они всю жизнь ведут войну.
Люди развивают в себе способности, которые действуют постоянно, хотя люди этого и не осознают.
Эти способности скрыты в бессознательном, они влияют на нашу жизнь и могут привести к печальным
последствиям, если их не обнаружить и не вылечить. В своем романе «Идиот» Достоевский так прекрасно
это описывает, что эта сцена до сих пор продолжает вызывать восхищение психологов. На светском рауте
дама насмешливо предостерегает героя романа не опрокинуть дорогую китайскую вазу, которая стоит рядом
с ним. Герой уверяет ее, что он будет осторожен, но несколько минут спустя разбитая на кусочки ваза лежит
на земле. Никто из присутствующих не видит в происшедшем простую случайность; все считают, что ваза
разбита умышленно, и это вполне соответствует характеру героя, который почувствовал себя оскорбленным
язвительными словами дамы.
Оценивая человека, мы не должны руководствоваться только его сознательными поступками и
высказываниями. Зачастую мелкие детали его мышления и поведения, о которых он и сам не подозревает,
лучше позволят нам проникнуть в его подлинный характер.
Например, люди, имеющие неприятные привычки — скажем, грызть ногти или ковырять в носу, —
не знают, что тем самым они выдают свой упрямый характер, поскольку они не понимают, откуда эти
привычки у них появились. Тем не менее совершенно ясно, что ребенка за них должны постоянно ругать.
Если, несмотря на наказания, он не бросает этих привычек, он должен быть упрямым человеком. Наблюдая
более опытным глазом, мы сможем сделать далеко идущие выводы о любом человеке, ища такие
значительные детали, которые отражают, как в зеркале, всю его личность.
Описанные ниже два случая покажут, как важно для нашего психологического комфорта то, что
события, пережитые неосознанно, запечатлеваются в бессознательном. Человеческая психика имеет
способность контролировать сознание, а именно: то, что наша психика хочет поднять на поверхность, может
быть осознано, и наоборот, она может позволить чему-то остаться в бессознательном или даже переместить
это из сознания в бессознательное, когда того требует комфорт и душевный покой данного индивидуума.
В первом случае речь идет о молодом человеке, старшем сыне в семье, который вырос вместе с
младшей сестрой. Его мать умерла, когда ему было десять лет от роду, и с того времени его воспитывал
отец, очень разумный, благонамеренный и честный человек. Он приложил немалые усилия для того, чтобы
развить у сына честолюбие и подвигнуть его на более активные действия. Мальчик стремился быть первым
в классе, отлично успевал в школе, особенно по точным наукам, а кроме того, отличался исключительной
честностью и прирожденными задатками лидера. Все это очень радовало его отца, который ожидал от сына
больших успехов в самом начале жизни.
Сестра этого мальчика росла его непримиримой соперницей. Она также отлично развивалась, хотя не
гнушалась пользоваться своей слабостью, чтобы добиться внимания к себе за счет своего брата. Она сумела
стать отличной хозяйкой, что ее брату оказалось не по зубам. Он увидел, что ему трудно достичь в ведении
хозяйства того признания и почета, которое он с такой легкостью завоевал в других сферах деятельности.
Его отец вскоре заметил, что у сына появляется странное отношение к светской жизни, все более
усиливавшееся по мере того, как он вступал в период полового созревания. Дело в том, что у мальчика
практически не было светской жизни. Он трудно заводил новые знакомства, а если речь шла о знакомстве с
девочками, просто убегал. Сначала отец не видел в этом ничего экстраординарного, но со временем
необщительность сына дошла до того, что он почти прекратил выходить из дому. Он даже гулять ходил,
только когда стемнеет. Он стал настолько замкнутым, что в конце концов перестал даже здороваться со
старыми знакомыми, хотя его отношение к учебе и отцу оставалось выше всяких похвал.
Когда дело зашло так далеко, что с этим мальчиком никто не мог ничего поделать, отец привел его к
врачу. Оказалось достаточно нескольких консультаций, чтобы найти объяснение его проблемам. Мальчик
полагал, что у него слишком маленькие уши и поэтому все считают его страшным уродом. На самом деле
Hosted by uCoz