Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 88 
Next page End  

Различию между «мужественными» и «женственными» чертами характера нельзя найти оправданий.
Мы видим. что обе эти группы черт характера чаще всего используются для удовлетворения стремления к
власти. Другими словами, мы видим, что человек может стремиться к власти и будучи наделен такими
якобы «женственными» чертами, как послушание и смирение; равно как преимущества, которые получает
послушный ребенок, иногда ставят его в более выгодные условия по сравнению с непослушным ребенком,
хотя в обоих случаях стремление к власти наличествует. Наши психологические исследования часто
затрудняются тем обстоятельством, что стремление к власти выражается иногда очень сложным способом.
По мере того как мальчик подрастает, мужественность превращается в его важную обязанность. Его
честолюбие, его стремление к власти и главенству бесспорно связаны с обязанностью быть мужественным и
отождествляются с ней. Для многих мальчиков, желающих власти, недостаточно просто знать о своей
мужественности; они должны доказать, что они мужчины, и поэтому должны иметь привилегии. С одной
стороны, они могут достичь этого, прилагая усилия, чтобы выделиться; с другой стороны, могут преуспеть в
этом, всячески помыкая окружающими их женщинами. В зависимости от степени встречаемого ими
сопротивления такие мальчики для достижения своей цели прибегают либо к упрямству и бунтарству, либо
к хитрости и ловкости.
Поскольку каждый человек оценивается соответственно критериям привилегированного мужского
пола, неудивительно, что мы всегда напоминаем ребенку именно об этом стандарте. Он неизбежно начинает
мерить себя этой меркой, наблюдая за собой в действии и размышляя о том, достаточно ли «мужественны»
его поступки, является ли он «настоящим мужчиной». То, что в наше время принято считать
«мужественностью», является прежде всего чистой воды эгоизмом, удовлетворением своего самолюбия и
внушением себе чувства превосходства и доминирования над другими. Все это совершается при помощи
таких на первый взгляд позитивных характеристик, как мужество, сила, верность долгу и одержание
всяческих побед (особенно
над женщинами), приобретение чинов, наград и титулов, сопротивление так
называемым «женственным» наклонностям и тому подобное. Идет постоянная битва за личное
превосходство, поскольку стремление к преобладанию считается «мужской» добродетелью.
Таким образом, мальчик имитирует те особенности, которые он замечает у взрослых мужчин,
особенно у своего отца. Последствия этой искусственно внушенной мании величия мы наблюдаем в нашем
обществе повсюду. Уже в детстве мальчика подстрекают к тому, чтобы обеспечить для себя некоторый
объем власти и привилегий, и это называется «мужественностью». В наихудших случаях она деградирует в
высокомерие и жестокость.
Преимущества, которые мужчины получают по праву рождения, при нынешнем положении вещей
очень заманчивы. Поэтому нам не следует удивляться, когда мы видим, что многие девочки выбирают для
себя мужской стиль поведения либо как недостижимый идеал, либо как критерий собственного поведения.
Этот идеал может проявляться в качестве социальной установки в отношении как поведения, так и
внешности. По-видимому, в условиях нашей культуры многим женщинам хочется быть мужчинами! R этой
группе мы, в частности, можем отнести девочек, отличающихся неудержимым желанием проявить себя в
тех играх и видах деятельности, которые по физическим причинам больше приличествуют мальчикам. Они
лазают по деревьям, предпочитают играть с мальчиками и избегают любой «женской» деятельности как
чего-то постыдного. Они получают удовлетворение лишь от мужских занятий. Нам нетрудно понять,
почему они отдают предпочтение мужественности, стоит лишь осознать, что стремление к превосходству
связано больше с тем значением, которое мы придаем тому или иному виду деятельности, чем с
деятельностью как таковой.
МНИМАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ЖЕНЩИН
Мужчины обыкновенно оправдывают свое господствующее положение не только тем, что оно якобы
является естественным, но и тем, что их главенство с неизбежностью вытекает из неполноценности
женщины. Эта концепция неполноценности женщины настолько распространена, что затрагивает все расы.
С этим предрассудком связана и некоторая присущая мужчинам тревожность, вероятнее всего, появившаяся
в период борьбы с матриархатом, когда власть женщин была причиной для реальной тревоги. Указания на
это постоянно встречаются в литературе и истории. Один древнеримский автор пишет: «Mulier est hominis
confusio» — «Женщина — это искажение человека». Популярной темой богословских диспутов был вопрос
о том, обладают ли женщины душой, а на тему, являются ли женщины на самом деле людьми, написаны
ученые диссертации. Столетия охоты на ведьм являются печальным свидетельством заблуждений, страхов и
недоразумений вокруг таких вопросов, царивших в течение всей этой постыдной эпохи.
Зачастую женщины считались источником всяческого зла, что отражено в библейском догмате о
первородном грехе и в «Илиаде» Гомера. История Елены показывает, как одна женщина бывает способна
ввергнуть целые народы в смуту и несчастья. Легенды и сказки всех веков повествуют о моральной
неполноценности женщин, их злобе и двуличии, их коварстве и непостоянстве. Понятие «женской
порочности» даже использовалось в качестве аргумента в судебных процессах. Пословицы, анекдоты,
поговорки и шутки во всех литературах и у всех народов полны уничижительных отзывов о женщинах.
Женщины обвиняются в злобности, мелочности, скудоумии и так далее.
Для подтверждения женской неполноценности мужчины не останавливаются ни перед чем. При этом
в одних рядах с мужчинами — сторонниками этого тезиса, подобными Стриндбергу и Шопенгауэру, идет
Hosted by uCoz