Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 88 
Next page End  

прибегать к одной и той же отговорке на протяжении всей жизни. Любой жизненный опыт может получить
множество истолкований, и из него можно сделать весьма различные выводы. Поэтому следует понять,
почему вместо того, чтобы изменить стиль поведения, человек извращает и искажает свой жизненный опыт
в соответствии с этим стилем. Самое сложное для человеческого существа -познать и изменить себя.
Всякий кто не овладел теорией и техникой познания природы человека, столкнется с большими
трудностями, пытаясь перевоспитать людей с тем, чтобы сделать их лучше. Он обречен скользить по
поверхности и заблуждаться, считая, будто достиг чего-то значительного, поскольку внешние проявления
личности изменились. Практика показывает, сколь мало изменяет личность такое «перевоспитание»: все
изменения затрагивают только внешнюю сторону и бесполезны, так как основная мотивация поведения не
была модифицирована.
Помочь человеку изменить себя — не простое дело. Оно требует некоторого оптимизма и терпения, а
прежде всего — скромности, поскольку обратившийся за помощью человек сделал это отнюдь не для того,
чтобы пощекотать чье-то самолюбие. Более того, процесс преобразования личности должен вестись так,
чтобы он казался нужным самому объекту. Всем нам известно: от вкусного и питательного блюда, которое
небрежно приготовлено и подано в непривлекательном виде, зачастую отказываются.
Наука о природе человека имеет еще один аспект, который мы можем назвать социальным. Не
подлежит сомнению, что люди будут лучше ладить друг с другом и отношения между ними станут ближе,
если они будут лучше понимать друг друга. Тогда для них станет невозможно разочаровываться и
обманываться в ком-то. В этой возможности обмана заключена огромная опасность для общества. Эту
опасность должны ясно осознавать наши коллеги, которым мы преподаем настоящий курс. Они
должны
внушить своим пациентам важность неизвестных и бессознательных сил. Чтобы помочь больным, им
необходимо знать все отклонения, диссимиляции и иллюзии человеческого поведения. Вследствие этого мы
и обязаны овладеть наукой о природе человека и сознательно применять ее на практике, ни на минуту не
забывая о ее общественном значении.
Кто лучше всего приспособлен для того, чтобы собирать и использовать материал этой науки? Мы
уже увидели, что ее практическое применение на чисто теоретической основе невозможно. Мало просто
знать все правила и факты. Необходимо применять наши знания на практике и сопоставлять их с
практическим опытом, если мы хотим яснее понимать эту науку и глубже проникать в ее суть. Это,
собственно, и есть истинное назначение теоретической стороны науки о природе человека. Однако мы
сможем извлечь из нее пользу лишь тогда, когда выйдем непосредственно в жизнь и применим
выработанные нами теории на практике. Наше образование дает очень мало знаний о природе человека,
причем многое из того, что мы усваиваем, ложно, поскольку образование пока еще не приспособлено к
тому, чтобы давать нам действенные знания о человеческом разуме. Вне школы каждый ребенок
предоставлен самому себе, он вынужден самостоятельно оценивать свой жизненный опыт и заботиться о
развитии своей личности. Традиции передачи истинных знаний о человеческой психике не существует.
Таким образом, наука о природе человека находится сегодня на той ступени развития, на которой химия
находилась во времена алхимии.
Наш опыт свидетельствует: для подобных исследований природы человека лучше всего подходят как
раз те люди, чьи социальные связи не были искажены нашей запутанной системой образования. Это
мужчины и женщины, которых в конечном счете можно отнести либо к оптимистам, либо к колеблющимся,
потенциальным пессимистам, пока еще не поддавшимся окончательно своему пессимизму. Однако
социального контакта с людьми недостаточно: нужен также опыт.
Итак, ввиду недостаточности нашего образования постичь
природу человека под силу лишь
некоторым категориям людей Среди них немало раскаявшихся грешников; либо тех, кому довелось
барахтаться в опасном водовороте собственных мыслей и чувств и кто едва не утонул в своих
многочисленных ошибках и заблуждениях, прежде чем выбраться на твердую почву; либо тех, кто стоял к
подобному водовороту настолько близко, что ощутил, как он его затягивает. Разумеется, могут этому
научиться и другие, особенно если они наделены даром отождествления себя с другим человеком, даром
эмпатии, однако лучший способ понять человеческую душу - пережить все ее страсти самому.
Следовательно раскаявшийся грешник в наши дни должен цениться не менее высоко, чем во времена
основания великих религий Он стоит куда дороже тысячи праведников. В чем тут дело? Представьте себе
человека, который сумел возвыситься над жизненными трудностями, выбрался из болота и научился
достойно вести себя в неблагоприятной ситуации и извлекать из нее уроки. Он правильно понимает
хорошие и дурные стороны жизни. Никто не может сравниться с ним в этом понимании, во всяком случае —
не праведники, которые видели лишь хорошую сторону.
Когда мы встречаем человека, поведение которого лишило его способности вести счастливую жизнь,
мы считаем, что наше знание человеческой природы обязывает нас помочь ему изменить свои ложные
взгляды на жизнь. Мы должны дать ему новые взгляды, взгляды, лучше приспособленные к окружающему
обществу, более пригодные для достижения счастья в жизни. Мы должны научить его по-новому мыслить,
указать ему новый образ поведения, в котором интерес к общественным делам и общественный дух играют
более важную роль. Мы не предполагаем выстроить для него идеальную эмоциональную жизнь. Новая
точка зрения сама по себе очень ценна для смятенных душ, ибо, усвоив ее, они могут понять, что
заблуждались. По нашему мнению, строгие детерминисты, которые считают любое человеческое действие
Hosted by uCoz