Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 88 
Next page End  

исследований. Обычный метод при этом — взять какую-либо точку психологического развития и исходя из
нее выводить «типы» в качестве ориентиров. Например, можно разделить всех людей на мыслителей и
деятелей. Мыслители больше склонны размышлять и созерцать. Они живут в мире фантазии и сторонятся
реального мира. Индивидуумов такого типа труднее заставить действовать, чем индивидуумов второго типа
— деятелей. Деятели меньше размышляют, почти не созерцают, и их подход к жизненным проблемам
активный, деловой, земной.
Такие типы, несомненно, существуют. Однако если бы мы стали приверженцами этой школы
психологии, мы вскоре исчерпали бы все возможности наших исследований и были бы вынуждены, подобно
другим психологам, довольствоваться утверждением, что у людей одного типа более развита способность
фантазировать, а другого — способность работать. Подобное предположение едва ли могло бы служить
материалом для действительно научной теории. Нам требуется добиться лучшего понимания механизмов
тех или иных психических явлений и узнать, неизбежны ли они или их можно избежать или смягчить. По
этой причине подобные поверхностные суждения и искусственные ярлыки не имеют ценности для познания
природы человека, хотя различные типы психики, как указано выше, действительно существуют.
Психология личности сосредоточилась на изучении развития психики в тот момент, когда
зарождаются различные формы психической деятельности: в первые дни детства. Ей удалось установить,
что эти формы, взятые по отдельности или в совокупности, окрашены либо преобладанием социального
чувства, либо борьбой за власть. Сделав это открытие, психология личности нашла ключ к простой и
универсальной концепции познания человека. В соответствии с этой ключевой концепцией, имеющей
чрезвычайно широкую область применения, можно любое человеческое существо отнести к определенному
типу. Разумеется, нам следует изучать каждый конкретный случай с необходимой для психолога
осторожностью и наблюдательностью. Имея в виду эту очевидную предпосылку, мы получаем критерий, с
помощью которого можем судить, содержит ли тот или иной пример психической деятельности большой
заряд социального чувства или всего лишь завуалированное стремление к личной власти и престижу, а на
самом деле эти действия по преимуществу эгоистичны и полезны лишь для того, чтобы потешить
самолюбие индивидуума. На этой основе легко составить более ясное представление о некоторых чертах
характера, которые ранее понимались неправильно, и судить о них соответственно их месту в личности
как
целом. Более того, понимание чьей-то черты характера или поведенческой установки дает нам инструмент
для изменения поведения данного индивидуума.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ВНУТРЕННЯЯ СЕКРЕЦИЯ
Категории «темпераментов» являются старой классификацией психологических явлений и черт
характера. Трудно сказать, что именно подразумевается под словом «темперамент». Быстрота ли это нашего
мышления, речи и действий? Сила или ритм, в котором мы решаем ту или иную задачу? При ближайшем
рассмотрении все объяснения, которые психологи дают о сущности темперамента, оказываются особенно
несостоятельными. Мы должны признать: наука не сумела уйти от концепции, согласно которой имеются
четыре темперамента, или гумора, — концепции, возникшей в глубокой древности, когда изучение природы
человека только началось. Разделение темпераментов на сангвинический, холерический, меланхолический и
флегматический появилось в Древней Греции, где его разработал Гиппократ; позднее его переняли римляне,
и сегодня оно остается в нашей современной психологии почитаемой и священной реликвией.
К сангвиническому типу принадлежат те индивидуумы, которые получают от жизни некоторую
радость. Сангвиники ничего не принимают слишком всерьез и не позволяют жизни измотать себя. В любом
событии они стараются видеть самую приятную и самую красивую сторону. Они печальны, когда печаль
приличествует моменту, но не теряют при этом самообладания, и наслаждаются выпавшим на их долю
счастьем, не теряя чувства перспективы. При тщательном рассмотрении эти индивидуумы оказываются не
более чем вполне здоровыми людьми, не имеющими серьезных недостатков. Этого нельзя сказать о трех
остальных типах.
Холерический индивидуум описывается в старом поэтическом сочинении как человек, который
яростно отбрасывает ногой лежащий у него на дороге камень, в то время как сангвиник спокойно обходит
этот камень стороной. Говоря языком психологии личности, холерик — это человек, чье стремление к
самоутверждению настолько интенсивно, что он все время вынужден доказывать свою силу. Он бросается
на любое препятствие, как бык на красную тряпку. В действительности такие пылкие чувства зарождаются в
раннем детстве, когда индивидуум испытывает чувство бессилия и ему становится необходимо постоянно
демонстрировать свою силу, чтобы быть уверенным в ее наличии.
Меланхолический тип производит совершенно иное впечатление. Если меланхолику встретится на
дороге тот же камень, он, увидев его, вспомнит обо всех своих грехах, предастся печальным размышлениям
о прожитой жизни и повернет вспять. Психология личности видит в нем нерешительного невротика,
который не верит, что ему когда-либо удастся преодолеть свои трудности или продвинуться вперед.
Меланхолик предпочитает не рисковать попасть в новые приключения. Он скорее останется стоять, чем
двинется к цели, а если он и пускается в путь, то совершает любое движение с величайшей осторожностью.
В его жизни преобладающую роль играет сомнение. Личность подобного типа думает больше о себе, чем о
других, что в конечном счете делает для нее невозможным налаживание с другими адекватных
взаимоотношений. Она так угнетена своими заботами, что проводит все время в бесплодной интроспекции и
Hosted by uCoz