Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 88 
Next page End  

природу человека, анализируя события его жизни изолированно, вырвав их из психологического контекста.
Чтобы достичь ее понимания, необходимо сравнить по крайней мере два события, разделенные между собой
как можно более длительным промежутком времени, и связать их между собой одной унифицированной
поведенческой установкой. Этот метод оказался весьма полезным. Он позволяет нам собрать всю массу
впечатлений и, выстроив их в систему, получить объективную оценку характера. Если бы нам приходилось
основывать наше суждение на изолированных явлениях, мы бы встретились с теми же трудностями,
которые встают на пути других психологов и педагогов, и нам пришлось бы вернуться к тем традиционным
критериям, которые всегда обнаруживали свою бесполезность и бесплодность. Однако если нам удастся
найти ряд ключевых пунктов, где мы можем применить нашу систему и соединить их в единую картину, у
нас получится система, общее направление развития которой очевидно и которая даст ясную и полную
оценку человеческого существа. Только тогда мы обретем под ногами солидную научную почву.
Ранее обсуждались различные способы и средства создания такой системы, и в качестве иллюстрации
мы использовали истории болезней, взятые из нашего личного врачебного опыта или такие, которые можно
считать общеизвестными примерами человеческого поведения. Далее, мы настаиваем на том, что один из
факторов созданной нами системы неопровержимо является основополагающим, и это фактор социальный.
Мало эмпирически наблюдать психические явления. Их всегда необходимо рассматривать в разрезе
общественной жизни. Наиболее важный и ценный ключевой тезис нашей общественной жизни следующий:
характер человека никогда не является основой морального суждения. Мы предпочитаем
руководствоваться социальной оценкой отношения этого человека к окружающей его действительности и
качеством его взаимоотношений с обществом, в котором он живет.
При развитии этих идей мы открыли два характерных для всего человечества явления. Первое — это
всеобщность существования социального чувства, которое соединяет человечество в единое целое; это
социальное чувство, или общественный дух, и стоит у истоков великих достижений нашей цивилизации.
Вклад в общественное дело является единственным критерием социального чувства того или иного
индивидуума. Мы выстраиваем картину человеческой психики, узнавая, в каких отношениях данный
индивидуум находится с обществом, в чем выражается его сопричастность всему человечеству, что делает
его жизнь значимой и осмысленной.
Вторым критерием характера является оценка тех факторов, которые наиболее враждебны
социальному чувству: склонности к борьбе за личную власть и преобладанию над другими. Рассматривая
взаимоотношения между людьми с этих двух точек зрения, мы понимаем, как на них влияет степень
развития социального чувства людей и, с другой стороны, — их стремление к самовозвеличению, две
тенденции, находящиеся в вечном противоборстве. Таково динамическое взаимодействие, комбинация сил,
которая внешне проявляется в том, что мы называем характером.
11 АГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
ТЩЕСЛАВИЕ И ЧЕСТОЛЮБИЕ
Как только стремление к самоутверждению берет верх, оно провоцирует увеличение психического
напряжения. Соответственно, когда все более значимой целью для индивидуума становится власть и
превосходство над другими, он добивается этой цели со все возрастающим напряжением сил и
ожесточенностью и живет ожиданием великих триумфов. Такой индивидуум теряет чувство реальности и
упускает из виду реальную жизнь, поскольку он вечно поглощен решением вопроса о том, что думают о нем
другие люди и какое впечатление он производит на мир. Его свобода действий чрезвычайно ограничена из-
за его стиля жизни, а наиболее явная черта его характера — это тщеславие.
Вероятно, каждое человеческое существо до некоторой степени тщеславно; однако выставлять свое
тщеславие напоказ не принято. Поэтому тщеславие скрывают или маскируют. Например, имеется
разновидность скромности, которая, в сущности, есть не что иное, как замаскированное тщеславие. Один
человек может быть настолько тщеславен, что он никогда не прислушивается к мнению других; другой
жадно стремится получить общественное одобрение и использует его в своих интересах.
Зайдя слишком далеко, тщеславие становится чрезвычайно опасным. Кроме того факта, что
тщеславие заставляет индивидуума заниматься всевозможными видами бесполезной деятельности, которые
затрагивают больше внешность, нежели суть, и заставляет его постоянно думать либо о себе, либо о мнении
других людей о себе, самой большой опасностью тщеславия является отрыв индивидуума от реальности. Он
теряет понимание межчеловеческих взаимоотношений, и его отношение к реальности становится
искаженным. Он забывает свои обязанности человеческого существа и теряет представление о своей роли в
обществе как едином целом. Никакой другой порок не в
силах исказить свободное развитие человека так,
как искажает его тщеславие, которое заставляет индивидуума подходить к любому человеку и любому
событию с вопросом: «А что я за это буду иметь?»
Люди имеют обыкновение запутывать эту ситуацию, заменяя слова «тщеславие» или «гордыня»
более благозвучным «честолюбие». Вспомните, сколько ваших знакомых гордятся своим честолюбием!
Также к ним часто применяют эпитет «энергичный» или «деятельный». Пока их энергия действительно
полезна для общества, мы можем признать ее ценность, однако чересчур часто слова «трудолюбие»,
Hosted by uCoz