Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 88 
Next page End  

необходимостью для организма адаптироваться к окружающей среде и реагировать на нее. Физические и
психологические явления человеческой жизни основаны на продемонстрированных нами фундаментальных
принципах. Невозможно представить себе психологическое развитие вне зависимости от всегда
находящейся перед нашими глазами цели, содержание которой, в свою очередь, определяется динамикой
жизни. Сама цель может представляться нам либо изменяющейся, либо статичной. Исходя из этого, все
явления нашего психологического существования можно считать приготовлением к какой-либо будущей
ситуации. Душа, по-видимому, состоит главным образом из силы, стремящейся к цели; и психология
личности рассматривает все проявления человеческого духа постольку, поскольку они направлены к такой
цели.
Знание цели личности, вместе с некоторыми познаниями о мире, дает нам возможность понять
значение способов самовыражения данной личности, направления, в котором развивается ее жизнь, и
механизм их функционирования для достижения цели. Нам также необходимо знать, какие именно меры
должна принять данная личность для достижения своей цели — точно так же, как мы можем предсказать
траекторию падения камня, когда роняем его на землю, — хотя люди не следуют какому-то раз и навсегда
установленному естественному закону, поскольку всегда находящиеся перед их мысленным взором цели все
время меняются. Однако если у каждого из нас имеется своя постоянная цель, весь склад нашей психики
должен быть направлен к ее достижению, как если бы он и в самом деле повиновался какому-то закону.
Закон, управляющий нашей психикой, действительно существует, и это не подлежит сомнению; однако это
не естественный закон, подобный закону тяготения, а закон, выработанный людьми. Говорить о каких-то
фактических доказательствах существования естественных законов в психологии — значит стать жертвой
самообмана. Всякий, кто считает, что может дать пример необоримой и однозначно предопределяющей
события власти обстоятельств, играет краплеными картами. В конце концов, если художник решает
написать картину, мир объясняет это тем, что у него имеются социальные установки, необходимые для
личности, поставившей себе такую цель. Он будет пользоваться обычными в этих случаях приемами и
получит ожидаемые результаты, как если бы в этом проявлялся определенный закон природы. Однако есть
ли у него какая-то необходимость написать эту картину? Поскольку известно, что художник обладает
свободной волей, мы должны сделать вывод, что наносить краску на холст его заставляет желание
достигнуть поставленной перед собой цели.
Между физическими движениями и движениями человеческой души существует различие. Все
вопросы о свободе воли зависят от этого важного тезиса. В настоящее время принято считать, что воля
человека не свободна. Действительно, воля человека становится несвободной, как только она связывает себя
какой-то определенной целью. А поскольку эту цель зачастую определяют его связи в космическом,
физическом и социальном плане, неудивительно, что столь часто представляется, будто жизнь нашей
психики зависит от непреложных законов природы. Однако если, например, человек отрицает свои связи с
обществом и восстает против них, или если он отказывается приспособиться к реалиям жизни, все эти на
первый взгляд непреложные законы отменяются и появляется новый закон, определяемый новой целью.
Таким же образом закон общественной жизни ни к чему не обязывает индивидуума, который запутался в
жизни и пытается отрицать существование других людей. Следовательно, я должен повторить еще раз:
любое движение нашей души может совершиться лишь тогда, когда мы выбрали соответствующую цель.
С другой стороны, наблюдая за деятельностью индивидуума, можно понять его цель. Это особенно
важно, поскольку мало кто из людей точно знает, в чем заключается его цель. На практическом уровне
именно этой процедуре мы должны следовать, если хотим приобрести какие-то знания о человечестве. Так
как большинство действий многозначны, это не всегда просто. Однако мы можем зафиксировать несколько
примеров известного поведения того или иного человека, сравнить их и выстроить график. Таким образом,
мы приходим к пониманию человека, соединив две точки, в которых выражалась определенная
психологическая установка, кривой, выражающей разность времени. Этот метод применяется для получения
ясного представления о жизни данной личности. Приведем пример, иллюстрирующий, как можно
обнаружить у взрослого модель поведения, которая с поразительным постоянством воспроизводит
закрепленные в детстве поведенческие установки.
Тридцатилетний мужчина чрезвычайно агрессивного характера, сумевший добиться успеха и
признания несмотря на трудное детство, пришел к терапевту в состоянии глубокой депрессии с жалобами,
что у него пропало желание работать и даже жить. Как он объяснил, вскоре он должен обручиться, но
смотрит на будущее с крайним беспокойством. Его мучает ревность, и он готов уже расторгнуть помолвку.
Факты, приводимые им в объяснение своей ревности, не очень убедительны, и поскольку молодая особа, о
которой идет речь, ни в чем не виновата, необходимо выяснить причину его очевидного к ней недоверия. Он
принадлежит к тем индивидуумам, которые сближаются с другим человеком, чувствуют к нему влечение, но
сразу же начинают относиться агрессивно, чем разрушают тот самый контакт, который им хотелось
установить.
Теперь построим график стиля жизни описанного выше человека, взяв одно событие его жизни и
пытаясь связать его с его нынешними установками. В соответствии с нашей обычной практикой мы просим
его рассказать о первом воспоминании детства, хотя нам известно, что проверить достоверность этого
воспоминания с объективной точки зрения не всегда возможно. Он вспоминает, что был на рынке с матерью
и младшим братом. Рынок был забит толпой, и мать взяла его на руки, но потом решила, что ей следует
Hosted by uCoz