Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 88 
Next page End  

самом деле осуществить то, что от него ожидают. Тщеславие приходит ему на выручку и указывает путь к
отступлению.
Этот пример показывает нам, как разросшееся честолюбие и тщеславие делает невозможным перейти
Рубикон и двигаться дальше. Тщеславие вступает в конфликт с социальным чувством, и от этой
смертельной схватки никуда не деться. Более того, зачастую мы видим, как честолюбцы уходят от общества,
чтобы жить в одиночку. Они похожи на людей, которые выдумывают фантастический город, отправляются
на прогулку по нему с воображаемым планом, ищут воображаемые здания в тех местах, где, как они
уверили сами себя, эти здания должны стоять. Разумеется, им так и не удается найти искомого! И винят они
в этом жестокую реальность! Такова, приблизительно, судьба эгоиста, который пытается получить желаемое
силой, хитростью или коварством, пронизывающими все его взаимоотношения с себе подобными. Он ищет
возможности показать, что остальные люди, во-первых, не правы по отношению к нему и, во-вторых, хуже
его. Он счастлив, когда ему удается доказать (хотя бы самому себе), что он умнее или лучше других людей.
Однако те не обращают на него внимания и только оказывают сопротивление его усилиям. Эта борьба
может закончиться победой или поражением, но в любом случае наш тщеславный друг остается уверенным
в своей правоте и превосходстве над другими.
Таковы дешевые трюки, позволяющие любому увериться во всем, в чем он только захочет. Может
оказаться, как в нашем случае, что индивидуум, который должен учиться, которому приходится подчинять
себя книжной мудрости или подвергать экзамену, выявляющему его истинные способности, обостренно
осознает свои недостатки, поскольку видит все вокруг в ложном свете. Вследствие этого он переоценивает
ситуацию и начинает полагать, будто на карту поставлено счастье всей его жизни, все его дальнейшие
успехи. В результате он настолько себя взвинчивает, что такое напряжение никто не в силах вынести.
Любой контакт с окружающими превращается в событие огромного значения. Любой поступок,
любое слово оцениваются под тем углом, принесут ли они ему победу или поражение. Это вечный бой,
который создает такому индивидууму, сделавшему своими поведенческими установками тщеславие,
честолюбие и неоправданные надежды, все новые трудности и окончательно лишает его истинного счастья.
Счастье возможно лишь тогда, когда правила жизненной игры принимаются; однако когда эти реальные и
необходимые условия отброшены в сторону, индивидуум сам отрезает себе все пути к счастью и радости и
терпит неудачу там, где другие получают удовлетворение. Лучшее, что ему остается, — это мечтать о своем
превосходстве и главенстве над другими, несмотря на то, что осуществить свои мечты ему не под силу.
Если же он действительно обладает таким превосходством, ему не составит труда найти людей,
которые с радостью вступят с ним в состязание. Избежать этого нельзя, так как никого нельзя заставить
признать превосходство другого. Остается лишь такая таинственная и зыбкая вещь, как самооценка
индивидуума. Когда наш стиль жизни таков, как описано выше, нам затруднительно установить контакт с
себе подобными или достичь реального успеха. Игроки постоянно живут под угрозой нападения и гибели.
На них лежит ужасная обязанность — выглядеть умными и выдающимися людьми все время!
Совершенно по-иному обстоит дело, когда репутацию человека подтверждают его услуги, оказанные
другим. Тогда слава сама находит его, а если кто-то и противится этому, на них мало обращают внимание.
Такой человек может спокойно почивать на лаврах, поскольку не поставил все на карту тщеславия.
Решающее различие между ним и честолюбцем заключается в эгоистической социальной установке
последнего, в его постоянном стремлении возвыситься. Все внимание тщеславного человека сфокусировано
на предвкушении и приобретении. Сопоставим этого человека с таким, который, имея хорошо развитое
социальное чувство, спрашивает: «Что я могу дать другим?» — и вы сразу увидите огромную разницу и в
характере, и в его ценности.
Таким образом, мы приходим к тому, что люди поняли тысячелетие назад. Эта точка зрения
выражена в знаменитом стихе Библии: «Давать — большее благо, нежели получать». Если мы поразмыслим
о значении этих слов, вобравших в себя тысячелетний опыт человечества, мы поймем, что в них имеются в
виду социальные установка и чувство. Готовность давать, оказывать услуги или помогать вознаграждается
душевной гармонией, подобно золоту богов, которое возвращается к тому, кто его отдает.
С другой стороны, стяжатели, как правило, не знают покоя, поскольку их постоянно грызут мысли о
том, чего им предстоит еще достигнуть, что приобрести, чтобы быть счастливыми. Во внутреннем мире
стяжателя, который никогда не задумывается о нуждах и потребностях других, для которого чужое
несчастье — радость, нет места приятию жизни и примирению с ней. Он требует безусловного подчинения
других законам, диктуемым его эгоизмом. Он требует для себя особого положения в мире и претендует на
то, что ему дано мыслить и чувствовать по-особому. Его неудовлетворенность жизнью и самоуверенность
подлежат такому же осуждению, как и другие черты его характера.
Есть и другие, более примитивные формы тщеславия; его проявляют те люди, которые стремятся
выделиться необычной или щегольской одеждой, кто навешивает на себя вызывающе много украшений
точно так же, как первобытные люди старались привлечь к себе всеобщее внимание, воткнув в волосы особо
длинное перо, полученное за какие-то заслуги. Есть немало людей, для которых самое большое
удовольствие — всегда быть одетым красиво и по последней моде. Различные украшения, которые носят
эти индивидуумы, суть не что иное, как боевые знамена их тщеславия. Иногда это тщеславие выражается
эротическими эмблемами или татуировкой.
В таких случаях у нас создается впечатление, что данный индивидуум стремится привлечь к себе
Hosted by uCoz