Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 88 
Next page End  

воздействие этого суеверия с ужасами инквизиции и мировых войн.
Еще одна веха на дороге нашего стремления уподобиться Богу — это удовлетворение нашего
тщеславия путем злоупотребления желанием достичь религиозного просветления. Достаточно вспомнить,
насколько важно бывает для
индивидуума, перенесшего душевный надлом, удалиться от себе подобных и
вступить в разговор по душам с Богом! Подобные индивидуумы считают себя особами, приближенными к
Богу, которого их благочестивые молитвы и истовое исполнение обрядов обязывают лично заботиться об их
благополучии. Подобные религиозные фокусы обычно настолько далеки от истинной религиозности, что их
психопатологическая природа бросается в глаза. Один из наших пациентов говорил, что не может заснуть,
не прочитав некую молитву, так как если он не вознесет эту молитву к небу, где-нибудь с каким-нибудь
человеком может случиться несчастье.
Чтобы понять всю несостоятельность этой идеи, достаточно всего лишь проверить логические
следствия утверждения пациента. В данном случае основное положение следующее: «Если я произнесу
свою молитву, ни с кем не случится никакого несчастья». Вот каким образом можно легко почувствовать
себя великим магом. Таким дешевым трюком человеку удается уверить себя в том, что он спас другого от
несчастья. В грезах таких религиозных индивидуумов мы обнаруживаем аналогичные склонности,
выходящие за пределы человеческих возможностей. В этих грезах мы видим пустые жесты, доблестные
подвиги, которые совершенно не способны изменить ход вещей, зато благодаря им мечтателю отлично
удается уйти от реальности.
В нашей цивилизации есть одна вещь, которая, как кажется, действительно обладает магической
силой; это деньги. Многие люди считают, что с помощью денег можно сделать все. Поэтому неудивительно,
что честолюбие и тщеславие приводит их к одержимости приобретением денег и собственности. В этом
свете их неутолимое стремление к приобретению мирских благ становится понятным, хотя с нашей точки
зрения оно кажется почти патологическим. Это опять-таки форма тщеславия, когда путем наращивания
собственности пытаются приобрести власть, подобную власти чародея. Один очень богатый человек,
который, уже обладая состоянием, способным удовлетворить любого, продолжал погоню за деньгами и
заболел психическим расстройством, даже признался: «Да, деньги обладают властью, которая влечет меня
снова и снова!» То, что понял этот человек, не смеют осознать многие другие. Сегодня обладание властью
тесно связано с обладанием деньгами и собственностью, и стремление к приобретению денег и
собственности для нашей цивилизации кажется настолько естественным, что никто не обращает внимания
на тот факт, что многих индивидуумов, тратящих свою жизнь на погоню за золотом, подстегивает просто-
напросто честолюбивое желание обрести власть, подобную божественной.
РЕВНОСТЬ
Ревность — интересная черта характера, так как она очень распространена. Под ревностью мы
подразумеваем ревность не только в любовных, но и во всех остальных межчеловеческих
взаимоотношениях. Так, уже в детстве мы видим, как некоторые дети, пытаясь добиться превосходства над
другими, становятся ревнивыми. У тех же самых детей может также развиться непомерное честолюбие. Обе
эти черты характера раскрывают их враждебное отношение к миру. Ревность, сестра честолюбия, — это
черта характера, которая может сохраняться всю жизнь, она возникает из чувства отверженности, а также из
чувства постоянной униженности.
Ревность почти всегда возникает у детей с появлением младшей сестры или брата, тот требует от
своих родителей больше внимания, и старший ребенок чувствует себя низложенным монархом. Особенно
ревнивыми становятся дети, которые до появления младшего ребенка купались в теплых солнечных лучах
родительской любви. История маленькой девочки, которая к восьми годам совершила три убийства,
показывает, до каких крайностей может довести это чувство.
Эта девочка несколько отставала в умственном и физическом развитии, и из-за болезненности ей не
давали заниматься какой-либо серьезной деятельностью. Вследствие этого ее положение было не лишено
приятности. Такое положение внезапно изменилось, когда ей исполнилось шесть лет и в семье появилась
младшая сестра. После этого характер девочки совершенно изменился, и она стала безжалостно и жестоко
преследовать свою маленькую сестренку.
Родители, которые не могли понять ее поведения, стали с ней строже и пытались доказать ей
неправильность ее поступков.
Однажды случилось так, что в ручье, протекающем около деревни, где жила эта семья, нашли
мертвой маленькую девочку. Через некоторое время обнаружили еще одну утонувшую девочку, и наконец
нашу пациентку застали в тот момент, когда она столкнула в воду третьего ребенка. Она призналась в
совершенных ею убийствах, после чего ее поместили в больницу для душевнобольных для наблюдения, а
затем — в исправительную школу.
В данном случае ревность девочки к собственной сестре переносилась на других маленьких детей.
Было замечено, что она не испытывала враждебных чувств к мальчикам; по всей видимости, в своих
жертвах она видела свою младшую сестру и, убивая их, пыталась отомстить за перенесенное ею чувство
отверженности.
Проявления ревности встречаются еще чаще, когда в семье, кроме сестер, появляются братья.
Хорошо известно, что в условиях нашей цивилизации судьба девочки незавидна; нетрудно себе представить
Hosted by uCoz