Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 88 
Next page End  

нести на руках того ребенка, который поменьше, поставила его на землю и взяла младшего брата, а нашего
пациента толкали в толпе, и он чувствовал себя совершенно растерянным. Тогда ему было четыре года от
роду. В этом воспоминании можно заметить нечто уже услышанное нами в описании его нынешнего
душевного расстройства: он не уверен, что ему оказывают предпочтение, и не в силах вынести мысли, что
кто-то другой может занять его место. Стоило нам указать нашему пациенту на эту аналогию, как он,
изумившись, тут же увидел ее и сам.
Психологическая цель, к достижению которой направлены все действия каждого человека,
определяется влиянием и впечатлениями детства, обусловленными средой, в которой он растет.
Представление об идеальном состоянии, то есть цели, вероятно, формируется в первые месяцы жизни
человека. Уже в это время определенные ощущения способны вызвать у ребенка чувство радости или
печали. Так на поверхность всплывают первые черты будущей жизненной философии, выраженной самыми
примитивными средствами. Основные факторы, оказывающие воздействие на психику, формируются в
младенчестве. Далее на этом фундаменте воздвигается надстройка, которая под влиянием различных
внешних факторов может модифицироваться и трансформироваться. Вскоре под воздействием множества
факторов ребенок оказывается вынужден сформировать определенное отношение к жизни и решить, как
именно он будет реагировать на те проблемы, которые ставит перед ним жизнь.
Исследователи, полагающие, что черты характера взрослого человека можно различить в
младенчестве, не так уж далеки от истины. Именно поэтому многие считают характер наследственным
явлением. Однако представление, согласно которому характер и склад личности наследуются нами от
родителей, однозначно вредно. Помимо прочего, оно мешает педагогу в его работе и подрывает его
уверенность в себе, а также позволяет ему уклоняться от ответственности, просто сваливая вину за неудачи
своих учеников на их плохую наследственность. Нет смысла объяснять, что это противоречит самой цели
педагогики.
Наша цивилизация играет немаловажную роль в развитии психологической целевой установки
личности. Она определяет правила и границы, с которыми ребенок конфликтует, пока не отыщет способа
исполнять свои желания,
дающего как чувство безопасности, так и успешную адаптацию к жизни. Еще в
детстве выясняется, какова степень безопасности, которая требуется ребенку с учетом реалий нашего
общества. Под безопасностью мы имеем в виду не только защищенность от опасностей, но и ту степень
безопасности, которая гарантирует продолжение нашего существования при оптимальных условиях.
Ребенок обеспечивает ее себе, требуя большей безопасности, чем необходимо для удовлетворения его
первоочередных нужд, большей, чем необходимо для спокойной жизни. Так в его психологическом
развитии возникает новая склонность — склонность к доминированию и превосходству.
Подобно взрослому, ребенку хочется превзойти всех своих соперников. Он стремится к
превосходству, которое гарантирует ему уверенность и адаптацию, тождественные с целью, которую он
ранее поставил себе. Таким образом появляется некоторая психологическая тревожность, которая со
временем становится сильнее. Теперь предположим, что окружающий мир начинает требовать более
сильной реакции. Если в этот критический момент ребенок не верит в свою способность преодолеть
трудности, мы увидим, как он усердно ищет способа увильнуть и изобретает сложные отговорки, смысл
которых — утолить снедающую его жажду славы.
При таких условиях основной целью часто становится уклонение от любых серьезных трудностей.
Ребенок отступает перед трудностями или избегает их с тем, чтобы на время уйти от ответа на требования,
которые ставит перед ним жизнь. Мы должны понять, что психологические реакции человека не являются
чем-то неизменным и абсолютным: любая реакция всегда частичка и эффективна лишь в какой-то период
времени, поэтому считать ее универсальным решением проблемы не следует. При анализе развития детской
психики нам в особенности нельзя забывать, что мы имеем дело с исключительно временной
кристаллизацией идеи цели. Мы не можем применять к детской психике те же критерии, которыми
пользуемся при оценке психики взрослого человека. Имея дело с ребенком, мы должны заглядывать дальше
и представлять себе то конечное состояние, в которое его в конце концов приведут его энергия и действия.
Если мы сможем заглянуть
ему в душу, то сумеем понять, каким образом все проявления его характера
стремятся к идеалу, созданному им для себя в качестве воплощения желаемого пути к полной адаптации к
жизни.
Если мы хотим понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, мы должны взглянуть на вещи с его
точки зрения. Основная социальная установка, связанная с его точкой зрения, может направить ребенка к
цели различными путями. Прежде всего имеется оптимистическое отношение к жизни, когда ребенок
уверен, что способен разрешить любые проблемы, возникающие у него на пути. В этих условиях он
вырастет человеком, убежденным, что жизненные труды ему по плечу. В этом случае мы видим, что у
ребенка развивается мужество, открытость, откровенность, ответственность, трудолюбие и тому подобное.
Противоположность этому — развитие пессимизма. Представьте себе, какова может быть цель у ребенка, не
уверенного, сможет ли он разрешить свои проблемы! Каким пугающим должен казаться мир такому
ребенку! Здесь мы видим робость, погруженность в себя, недоверчивость и другие черты, с помощью
которых слабый человек старается защитить себя. Его цель окажется вне его досягаемости и вдали от того
переднего края, на котором идут главные сражения жизни.
Hosted by uCoz