Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 88 
Next page End  

извинительными.
Пытаться изменить логичные и незыблемые законы человеческого общества бессмысленно. Из-за
большого разрыва во времени и могущих возникнуть бесчисленных осложнений мы редко бываем способны
установить связь между ошибками и их последствиями и сделать выводы, которые все расставят по местам.
Лишь тогда, когда мы сумели выявить поведенческую установку всей жизни человека и вдумчиво
исследовать его биографию, нам удастся, да и то с большим трудом, осмыслить эти связи и обнаружить, где
была сделана первая ошибка.
НЕВОСПИТАННОСТЬ
Встречаются люди, проявляющие черту характера, которую можно назвать склонностью к грубому
или некультурному поведению. К этой категории принадлежат те, кто имеет привычку грызть ногти,
ковырять в носу или отрыгивать пищу. Смысл этих привычек становится очевидным, стоит нам
понаблюдать за жадным человеком. Он очень прожорлив, а как шумно он ест! Во время еды он откусывает
огромные куски. В каких непомерных количествах поглощает он пищу, причем как быстро и как часто! Все
мы встречались с людьми, которые счастливы только тогда, когда они едят.
Другим проявлением такого отсутствия манер является неопрятность и неряшливость. Мы здесь
имеем в виду не отсутствие педантизма у чрезвычайно занятых людей или естественный беспорядок,
который мы порой видим на рабочем месте. Люди того разряда, о котором мы говорим, как правило, почти
не занимаются полезным трудом и всегда окружены беспорядком и мусором. Есть индивидуумы, которые,
кажется, наслаждаются грязью и развалом, и нам трудно их себе представить без этой отличительной черты.
Это лишь некоторые черты характера невоспитанного человека. Они ясно демонстрируют нам, что он
не согласен играть по правилам и предпочел бы удалиться от других людей. Глядя на людей, совершающих
перечисленные и другие подобные неприглядные поступки, мы поневоле приходим к заключению, что им
мало дела до себе подобных. Чаще всего некультурное поведение начинается в детстве, так как вряд ли
можно найти детей, которые развиваются по прямой. Некоторые взрослые просто так и не сумели
преодолеть свои детские привычки.
В основе этих проявлений невоспитанности лежит более или менее выраженное нежелание общаться
с себе подобными. Любой невоспитанный индивидуум желает отойти от жизни и не склонен сотрудничать с
другими. Легко понять, почему эти люди не прислушиваются к увещеваниям стать воспитаннее: когда
человек не желает играть в жизни по правилам, подобное поведение для него, в сущности, вполне логично.
Едва ли ему удалось бы найти лучший способ отпугнуть от себя других людей, чем грызть на виду у
всех
ногти или разгуливать в юбке, украшенной пятнами соуса. Какой еще образ поведения мог бы столь
эффективно воспрепятствовать ему занять положение, в котором придется состязаться с другими, где он
будет открыт для критики и обсуждения? Есть ли более эффективный способ избежать любви и брака,
нежели предстать перед людьми в неприглядном виде? Проигрыш такого человека в состязании
предопределен, и в то же время он может свалить вину за это на свою невоспитанность. «Чего бы я только
не сумел сделать, если бы не эта дурная привычка!» — восклицает он, и в то же время с облегчением шепчет
в сторону: «Но к несчастью, она у меня есть!»
Рассмотрим случай, в котором дурная привычка стала орудием самозащиты и использовалась с целью
доминирования над другими людьми. Речь идет о двадцатидвухлетней девушке, страдавшей ночным
недержанием мочи. Она родилась в семье предпоследней и, будучи ребенком слабым и болезненным, была
предметом постоянной опеки своей матери, от которой стала в чрезвычайной степени зависеть. Ей удалось
приковать мать к себе и днем, и ночью — днем из-за приступов тревоги, а ночью по причине недержания
мочи. Вначале это казалось ей триумфом, было бальзамом для ее самолюбия. Благодаря своему дурному
поведению ей удалось монополизировать мать за счет братьев и сестер.
Еще одна особенность этой девушки заключалась в том, что ее нельзя было уговорить с кем-либо
подружиться или ходить в школу. Особенно встревожена она бывала, когда ей приходилось выходить из
дому. Даже когда она подросла и ей пришлось по вечерам исполнять поручения родителей, идти одной в
темноте было для нее сущей мукой. Она приходила домой совершенно изнуренной и охваченной страхом и
рассказывала множество историй о том, каким опасностям она подвергалась. Как мы теперь видим, все эти
склонности обозначали только одно: эта молодая женщина хотела все время быть рядом с матерью. Но,
поскольку финансовые обстоятельства этого не позволяли, ей пришлось искать работу. В конце концов ее
удалось уговорить поступить на службу, однако всего лишь через два дня она снова начала мочиться в
постель, и ей пришлось уволиться. Мать, которая не понимала истинного смысла ее болезни, обрушилась на
нее с упреками. В ответ на это дочь совершила попытку самоубийства и попала в больницу, после чего мать
поклялась никогда больше ее не оставлять.
Все эти средства — недержание мочи, страх темноты, боязнь остаться одной и попытка самоубийства
— были направлены к достижению одной цели. Как мы понимаем, они означают: «Я должна оставаться
рядом с матерью» или «Мать должна постоянно обо мне заботиться!». Таким образом, такая неприемлемая в
обществе форма поведения, как ночное недержание мочи, наполняется ценным смыслом. Мы уже понимаем,
что по этим дурным привычкам можно проанализировать всего человека. В то же время мы видим, что
подобные отклонения в поведении могут быть устранены только в том случае, если мы вполне понимаем
место пациента в его социальном контексте.
Hosted by uCoz