Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 88 
Next page End  

бы с радостью констатировали, что представить себе институт, лучше служащий для воспитания
приспособленных к жизни в обществе людей, невозможно.
Однако, к сожалению, родители, как правило, не бывают ни хорошими психологами, ни хорошими
педагогами. В настоящий момент, как нам кажется, в деле воспитания детей господствует патологический
семейный эгоизм разной степени выраженности. Этот эгоизм требует, чтобы своих детей особо холили и
считали необычайно ценными, даже за счет других детей. Таким образом, подобное домашнее воспитание
совершает грубейшую из возможных психологических ошибок, внушая детям ложную идею, что они якобы
должны превосходить всех остальных людей.
Предпосылкой возникновения этого явления служит типичное распределение социальных ролей в
семье, основой которого является руководящая роль и превосходство отца. Этот отцовский авторитаризм
имеет очень мало общего с чувством человеческой всеобщности и взаимозависимости людей в обществе. С
самого начала жизни испытав на себе отцовскую власть, индивидуум сворачивает на путь открытого или
тайного сопротивления социальному чувству. Открытые попытки бунта редки. Самая большая опасность
авторитарного воспитания состоит в том, что оно дает ребенку идеал власти и демонстрирует ему
преимущества, связанные с обладанием властью. С возрастом у ребенка вырабатывается страстное желание
доминировать над другими, и он становится тщеславным и властолюбивым. Теперь каждый ребенок
старается быть первым, каждый ребенок желает, чтобы его уважали, и рано или поздно он начинает
требовать для себя тех же знаков повиновения и подчинения, какие на его глазах оказывались индивидууму,
который из всех ему известных располагает наибольшей властью. Неизбежным результатом его ложных
ожиданий оказывается агрессивное отношение к своим родителям и остальному миру.
Ребенку, находящемуся под влиянием преобладающих формирующих факторов своего дома,
практически невозможно упустить из виду такую цель, как превосходство над другими. Мы наблюдаем это
как у маленьких детей, которым нравится играть в «больших», так и впоследствии у индивидуумов,
которым мысли или бессознательные воспоминания о детстве ясно указывают, что они должны вести себя в
мире так, будто это их семья. В случае неудачи они пытаются удалиться от мира, который им опротивел.
Нельзя отрицать, что семья также хорошо приспособлена для воспитания у детей социального
чувства. Однако если мы вспомним, какое сильное влияние оказывает на них стремление к власти, а также
очевидное присутствие в доме авторитарного лидера, мы поймем, что в этой обстановке социальное чувство
может развиться лишь до определенной степени. Первые стремления ребенка к любви и нежности связаны с
его взаимоотношениями с матерью. Вероятно, это наиболее важный опыт в жизни ребенка, поскольку,
общаясь с матерью, он обнаруживает, что существует еще один абсолютно надежный человек. Он узнает о
различии между «я» и «ты». Ницше однажды сказал, что «каждый создает образ своей любимой,
основываясь на взаимоотношениях со своей матерью». Иоганн Генрих
Песталоцци, швейцарский педагог-
реформатор, также показал, что мать — это идеал, который определяет будущее взаимоотношений ребенка с
окружающим миром. И действительно, общение с матерью определяет всю последующую деятельность
ребенка.
Следовательно, функция матери состоит в том, чтобы развить у ребенка социальное чувство.
Эксцентричные личности, которые встречаются среди детей, возникают на основе общения с матерями, и
направление их развития указывает на характер отношений между матерью и ребенком. Всякий раз, когда
отношения между матерью и ребенком неудовлетворительны, мы, как правило, обнаруживаем у детей те
или иные социальные дефекты. Наиболее распространены два вида ошибок.
В первом случае мать не выполняет надлежащим образом свою материнскую роль, а ее ребенку не
удается сформировать у себя какого-либо социального чувства. Этот дефект очень значителен и влечет за
собой много неприятных последствий. Ребенок вырастает иностранцем в незнакомой стране. Если мы хотим
помочь такому ребенку, то нам не остается ничего, кроме как сыграть ту роль, которую должна была
сыграть его мать и которая по какой-то причине выпала из его развития. Это единственный способ, если
можно так выразиться, сделать из него подобное нам человеческое существо.
Вторая ошибка, вероятно, более распространена. Мать действительно является матерью; однако она
играет свою роль настолько преувеличенно и эмфатически, что ребенок не способен развить в себе какого-
либо социального чувства, не относящегося к его матери. Эта мать позволяет любви, развившейся у ребенка,
быть обращенной только на нее. Можно сказать, что такого ребенка интересует лишь его мать, а остальной
мир для него не существует. Не стоит и говорить, что у этого ребенка отсутствует основа для социального
развития.
Кроме взаимоотношений с матерью, есть и много других факторов, играющих важную роль в
процессе взросления. Счастливое раннее детство помогает ребенку обрести свое место в мире. Если мы
вспомним, против каких трудностей приходится бороться большинству детей и сколь немногим из них
удается в первые годы жизни примириться с окружающим миром или найти себе приятное место для жизни,
нам станет ясно, какое огромное значение имеют первые впечатления ребенка. Это вехи, указывающие,
каким путем он пойдет в мир. Теперь давайте вспомним, что немало людей появляются на свет
болезненными детьми и испытывают здесь только боль и страдания. Давайте также вспомним, что детство
большинства детей вовсе не рассчитано на то, чтобы сделать их счастливыми. Теперь нам легко понять,
почему так мало детей вырастает с хорошим отношением к жизни и обществу и почему так мало
мотивируется в жизни подлинным социальным чувством.
Hosted by uCoz