Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 232 
Next page End  

гипнозу у З. Фрейда пробудился в начале его практической деятельности в период, тесного
сотрудничества с выдающимся венским врачом И. Бреером (1842-1925), который создал и начал
применять первым при лечении истерических моносимптомов (расстройств движения, речи, зрения,
памяти и др.) метод гипнокатарзиса.
Термин «катарзис» был введен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) в его сочинении «Поэтика», где
под этим словом он понимал процесс «очищения», «отреагирования». И. Бреер использовал этот
термин, описывая лечение моносимптомов при истерии. Находящемуся в состоянии гипнотического
сна больному предлагалось вспоминать о забытых событиях его жизни. По мнению И. Бреера, эти
забытые аффективно окрашенные впечатления, возникающие в
сознании во время гипноза, ведут к
«отреагированию», а через него и к выздоровлению. По утверждению З. Фрейда, И. Бреер дал ему ключ
к пониманию истерии. В 1895 г. вышла в свет совместная работа И. Бреера и З. Фрейда под названием
«Исследование об истерии». Год выхода этой книги в печать принято считать началом истории
психоанализа. Багаж знаний о гипнокатарзисе, полученный З. Фрейдом от И. Бреера, явился толчком к
созданию психоанализа. И хотя пути этих двух ученых в дальнейшем разошлись в связи с несогласием И.
Бреера с приматом сексуального в происхождении неврозов, З. Фрейд пошел своим путем. Он
полностью отказался от гипноза, создав свой метод под названием психоанализ (см. описание теории
психоанализа выше).
7.2.1. Неофрейдистские методики
Здесь нам бы хотелось остановиться на тех первых учениках З. Фрейда, которые принимали
активное участие в создании и разработке психоанализа и позже порвали свою связь с учителем и
пошли своим путем. Они также сыграли огромную роль в развитии психотерапии.
Одним из первых соратников З. Фрейда был Альфред Адлер (1870-1937) — основатель
индивидуальной психологии. Он, как и З. Фрейд, уроженец Вены, после окончания медицинского
факультета Венского университета работал врачом-офтальмологом, потом психотерапевтом. Постепенно
его интересы переместились в область неврологии и психиатрии. Однако интерес к психиатрии
подтолкнул его к психоанализу, вокруг которого в то время велись бурные дебаты. А. Адлер начал
активно защищать в прессе З. Фрейда, после чего состоялось знакомство этих замечательных людей,
положившее начало совместной работе в кружке психоаналитиков. Несмотря на молодость А. Адлера,
который был моложе З. Фрейда на 14 лет, его авторитет в кружке был велик. По предложению З.
Фрейда А. Адлер стал президентом психоаналитической ассоциации и, совместно с З. Фрейдом,
соредактором психоаналитического журнала.
В 1911 г. А. Адлер вместе с другими членами кружка выходит из ассоциации психоаналитиков и
приступает к созданию своей ассоциации индивидуальной психологии. Основополагающим
противоречием во взглядах А. Адлера и З. Фрейда был вопрос о бессознательном. По мнению А.
Адлера, бессознательное никогда не существует; основной принцип психики — бессознательная
самодетерминация. Далее разногласия между этими гигантами связаны с разработкой «эго-психологии».
А. Адлер, в противовес З. Фрейду, считавшему «Я» лишь агентом «ОНО», производным
бессознательного, «нарциссической иллюзией», утверждает первичность «Я». «Я» — это фокус всей
жизненной конструкции личности, жизненного стиля. В понимании Адлера «Я» в значительной
степени самодостаточно.
Прежде всего А. Адлер возражал против представлений З. Фрейда о «пансексуализме». По
мнению А. Адлера, первичная энергия организма не имеет никакой сексуальной окраски, она ощущается
просто как мощь, воля, стремление к власти. З. Фрейд справедливо отмечал, что сексуальные
стремления могут выражаться в фантазиях и сновидениях в несексуальных образах. В то же время, по
мнению А. Адлера, несексуальные влечения и чувствования, будь то голод, страх, агрессия, социальное
чувство, могут представать в сексуальных образах. Если для З. Фрейда различного рода социальные
отношения выступают как модификации первичной сексуальности, то для А. Адлера некое первичное
«социальное чувство» трансформируется в различные виды социальных отношений и влечений, в том
числе сексуальное влечение. В этих спорах правого определить трудно, но более определенно можно
Hosted by uCoz