Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 232 
Next page End  

по З. Фрейду сновидение есть «искажение, которое маскирует оригинал» и преодоление которого ведет
к комплексам, то, согласно К. Юнгу, сон ничего не скрывает, он сам по себе закончен и целостен. Сон
выполняет компенсаторную функцию, являясь «естественной реакцией саморегуляции психической
системы». К. Юнг видел в сновидении сигнал бессознательного о том, что индивид «отклонился от
собственного пути».
Погружение в глубины бессознательного приносит исцеление. В связи с этим важное место в
интерпретации снов К. Юнг отводил архетипическим и амфологическим образам. Процесс излечения,
по К. Юнгу, является процессом идентификации с целостной личностью, с «самостью» — ключевым
архетипом в аналитической психологии. Важное место в психотерапии пациента К. Юнг отводил
осознанию переноса. Перенос, по К. Юнгу, в отличие от фрейдовского понимания несет не только
эротическое, но и все активные содержания бессознательного. Выявление содержания переноса
открывает путь к выздоровлению. К. Юнг выделяет три стадии терапии переноса. На первой стадии
пациент осознает факт проекции личностного бессознательного и вырабатывает оценку тех содержаний,
которые создают проблему. Во второй стадии лечения происходит разделение личностных и
безличностных содержаний. На третьей стадии терапии переноса происходит отделение личного
отношения к психотерапевту от безличностных образов.
Важное значение для современной психологии получило выделение К. Юнгом
экстравертированного и интровертированного типов личности. В основе различий этих типов К. Юнг
видит состояние аффективного напряжения. Высокое напряжение эмоциональной сферы интроверта
обусловливает длительность и яркость полученных им впечатлений; эмоциональная же насыщенность
внешних впечатлений экстраверта быстро падает, не оставляя значительного следа, и лишь новизна
объекта может вызвать быстро гаснущую эмоциональную вспышку. Слабая обращенность экстравертов
на свой внутренний мир обусловливает, согласно К. Юнгу, инфантильность и архаичность сферы их
бессознательной психики, проявляющиеся в эгоцентризме, эгоизме, тщеславии. Обращенность вовне
выражается в стремлении экстравертов произвести впечатление на окружающих. Прямо
противоположным является психический облик интроверта. Предложенная К. Юнгом типология
личности и в настоящее время используется в психоаналитической практике.
Итак, З. Фрейд создал учение о психоанализе. А. Адлер и К. Юнг, хотя и были апологетами его
учения, но, порвав с учителем, пошли своими путями. Они не отказывались от психоаналитического
подхода, дав толчок к развитию неопсихоанализа.
За сто лет своего существования психоанализ доказал, что он является динамической, постоянно
изменяющейся и расширяющейся системой взглядов на человеческую психику. Оставаясь
фундаментальными до настоящего времени, фрейдовские постулаты психоанализа видоизменяются под
влиянием меняющихся социальных и культурных условий индивидуума. На базе психоанализа
создаются все новые и новые концепции о человеческой психике.
Мы не преследуем цель полностью изложить в нашей работе многообразные, порой
необозримые современные направления неофрейдизма, но постараемся кратко показать некоторые их
направления.
Знаменосцами неофрейдизма остаются направления А. Адлера и К. Юнга, о которых мы писали
выше.
Одним из ответвлений психоанализа является концепция культурного направления. Она
перемещает центр тяжести на культурные силы. Представителем такой школы является А. Кардинер (A.
Cardiner), ставящий акцент на влиянии социальных институтов, деятельность которых определяется
методами, используемыми обществом для решения проблем выживания при формировании личности.
При этом значение биологических и интрапсихических аспектов психологического функционирования
сводится к минимуму.
К. Хорни (K. Horney) также радикально отходит от аналитических концепций о влечении,
отдавая первенство культуральным воздействиям. Она пренебрегает психологическим фундаментом
взросления человека и взаимодействием этого психобиологического начала с опытом.
Е.
Фромм (E. Fromm) исследует связи личности и индивидуального развития с социальной
структурой.
Х.
Салливан (H.S. Sallivan) считает, что источником психического заболевания являются
Hosted by uCoz