Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 232 
Next page End  

Пятый уровень эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование
аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций.
Эксплозия — это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Ф. Перлс описывает четыре
типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы,
связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм — результат работы с лицами, сексуально
заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной
индивидуальности.
Основным теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность
индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание
уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать свой выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в данный «момент»,
то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно
следит за функциональными изменениями в организме пациента, побуждает его к расширению
осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем, чтобы замечать, как он препятствует
процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избежания конфронтации со своим
настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела»,
являющемуся более информативным, чем вербальный, которым часто пользуются для рационализации,
самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в
данный момент и как он это делает, например, сжимает кулаки, совершает мелкие стереотипные
движения, отводит взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в гештальт-терапии акцент смещается
с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по
рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход в гештальт-терапии диктует принципы и технические процедуры,
связанные с настоящим. Основными принципами являются следующие:
Принцип «сейчас». «Сейчас» это функциональная концепция того, что и как делает индивид в
данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что
было несколько минут назад, не является «сейчас».
Принцип «я
ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между
людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу —
конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить
прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению,
просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует
аффект и живость переживания.
Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами
ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту менять объективизированные формы
(типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту
рассматривать себя как активный субъект, а не пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.
Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может
использоваться и в качестве отдельного метода. Континуум сознания — это концентрация на
спонтанном потоке содержания переживаний. Метод подведения индивида к непосредственному
переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, один из центральных в гештальт-терапии.
Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный
момент, и также замечать малейшие функциональные изменения в организме. Осознание чувств,
телесных ощущений и наблюдение за движением тела (понимание «языка тела») способствуют
ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружающим.
Технические процедуры в
гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия,
выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более
непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями.
Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими
участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы,
отождествляют себя со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и
интроектами. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального
Hosted by uCoz