Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 232 
Next page End  

Все три состояния не являются определенными ролями, исполняемыми людьми, а являются
феноменологическими реальностями, поведенческими стереотипами, провоцируемыми актуальной
ситуацией.
Под словом «Родитель» понимается информация, полученная в детстве от родителей и других
авторитетных лиц в виде наставлений, поучений, рекомендаций правильного поведения,
установленных социальных норм, запретов, определяющих, как нужно и как нельзя вести себя в той или
иной ситуации. Здесь смешение, с одной стороны, полезных, проверенных временем правил, с другой
— вместилище предрассудков и предубеждений. Родитель может выступать в двух ипостасях:
контролирующего (запрещающего, санкционирующего) и заботящегося (советы, поддержка, опека).
Диагностировать состояние родителя предлагается по следующим высказываниям: «Я должен», «мне
нельзя». К другим вербальным характеристикам относятся поучающие, оценивающие, поддерживающие
или критические замечания типа «всегда», «никогда», «прекрати это», «ни за что на свете», «итак,
запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор».
Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой,
«грозный вид», «указующий перст» руки, постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на
груди, вздохи, поглаживание другого по голове и т.п.
Ребенок — это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах: в виде
Естественного и в виде Адаптированного ребенка.
Первый включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность,
непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим
чертам Естественный Ребенок приобретает большую ценность, независимо от возраста человека. Он
становится более обаятельным и теплым. Но Естественный Ребенок не только обаятелен, но и капризен,
обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям и агрессивен.
Второй представляет ту часть личности, которая, желая быть принятой родителями и боясь
отвержения, не позволяет себе такого поведения, которое не соответствует их ожиданиям и
требованиям. Адаптированному Ребенку свойственна повышенная конформность, неуверенность,
возникающая особенно при общении со значительными лицами, робость, стыдливость.
Антипарадоксальностью Адаптированного Ребенка является Бунтующий (против родителя) Ребенок. Он
иррационально отрицает авторитеты, нормы, постоянно нарушает дисциплину.
Ребенок в трансактном анализе диагностируется на основании высказываний, выражающих
чувства, желания, опасения: «Я хочу», «Я не хочу», «Я боюсь», «меня злит», «Я ненавижу», «мне все
равно», «какое мне дело». К невербальным характеристикам относятся дрожание губ, слезы, «надутый
вид», потупление взора, хныканье, пожимание плечами, размахивание руками, выражение восторга.
Взрослое «Я» — состояние в трансактном анализе означает способность индивида объективно
оценивать действительность по информации, полученной в результате приобретенного собственного
опыта, и на основании этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Если Родитель —
это преподанная концепция жизни, а Ребенок — это концепция жизни через чувства, то Взрослый —
это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации.
В теории З. Фрейда Взрослому соответствует «Я» подобно тому, как «Я» у З. Фрейда является
ареной, на которой разворачиваются баталии между вытесненными чувствами «ОНО» и социальными
запретами «СВЕРХ-Я», у Берна Взрослый играет роль посредника между Родителем и Ребенком. Роль
Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению
информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое
поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо
отказаться, а какие желательно включить. Поэтому здесь становится уместным положение трансактного
анализа: «Будь всегда Взрослым».
При трансакциях людей могут включаться различные «Я-состояния». Различают
дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными считаются трансакции,
соответствующие ожиданиям констатирующих людей и отвечающие здоровым человеческим
отношениям.
Перекрестные трансакции обладают конфликтогенной способностью. В этих случаях на стимул
дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние «Я». Классическим является
Hosted by uCoz