Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 232 
Next page End  

срок в 1-2 дня. Наш многолетний практический опыт свидетельствует о том, что невроз в результате
психической травмы возникает по-разному. Ниже мы представим случаи заболеваний, которые
развились параллельно с действием психотравмы, вскоре после психотравмы, а также на отдаленном
этапе после нее.
И.П. Павлов отмечал, что при неврозах, не возникает каких-либо совершенно новых, не
свойственных физиологии процессов. Вся суть патологии высшей нервной деятельности, по И.П.
Павлову, состоит в том, что физиологические закономерности головного мозга приобретают другие
качественные особенности. Это меняет нормальную реактивность головного мозга, и в результате
происходят нарушение взаимоотношений в организме и срывы в виде искаженных реакций.
Если в норме все процессы, протекающие в коре головного мозга, находятся в определенном
соподчинении и равновесии, то в условиях патологии это равновесие нарушается.
«Нарушение этого равновесия, — писал И.П. Павлов, — есть патологическое состояние, болезнь,
причем часто в самой, так называемой норме».
Б анализе патологических состояний И.П. Павлов основное внимание уделял, главным образом,
процессам возбуждения и торможения в центральной нервной системе и нарушающимся в процессе
срыва нервной системы взаимоотношениям между ними.
Подробное изложение основ учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности продиктовано
исключительно тем, что мы в своей практической деятельности опирались всецело на это учение.
Благодаря трудам И.П. Павлова по высшей нервной деятельности, которые мы тщательным образом
начали изучать в 1951 г., нам удалось понять сущность патофизиологических нарушений при
пограничных состояниях, с одной стороны, а с другой, на основании этого учения построить свои
методологические модели психотерапевтического воздействия на больных, страдающих различными
функциональными нарушениями центральной нервной системы.
Опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, о сигнальных отношениях в
центральной нервной системе, мы более четко осознали, что именно благодаря слову (сигналу II
порядка) можно воздействовать на психику человека с лечебной целью.
«Слово, — писал И.П. Павлов, — благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека,
связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, все их сигнализирует, все их заменяет и
потому может вызывать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те же
раздражения. Таким образом, внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс
человека».
2.3. Учение З. Фрейда о бессознательном и его концепция психоанализа
После подробного описания основных положений учения И.П. Павлова о высшей нервной
деятельности и его значения для анализа патогенетических механизмов неврозов и других
функциональных расстройств и для создания эффективного психотерапевтического воздействия на
больного, мы хотим остановиться еще на одном, с нашей точки зрения очень важном учении — учении
З. Фрейда о психоанализе, сыгравшем большую роль в терапии неврозов.
Хотя эти гениальные исследователи конца XIX и начала XX вв. имели разные подходы к
объяснению невротической патологии, между ними все же было и много общего. Во-первых, они жили
и работали в одно время и были ровесниками: И.П. Павлов родился в 1849 г.; З. Фрейд — в 1856 г.; во-
вторых, они оба работали в одной области естествознания. И.П. Павлов разъяснял сущность
функциональной патологии с позиций физиологического учения. З. Фрейд искал объяснение этой
патологии с позиций психологической науки. Однако общим для них с нашей точки зрения оставалось
понимание рефлекторности психической деятельности человека.
З. Фрейд родился в 1856 г. в Вене (Австрия). После окончания Венского университета он,
получив ученую степень врача-бакалавра, долгое время занимался анатомией и физиологией нервной
системы и добился в этой области известных успехов. Своими работами он внес большой вклад в
учение о функциях нейрона и о некоторых корковых поражениях. Ему принадлежит термин «агнозия».
Многие годы он отдал изучению детского паралича; впервые внедрил в стоматологическую практику
Hosted by uCoz