Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 232 
Next page End  

обыденной жизнью, за теми оговорками, ошибками, в которых он выдает свои осознанные или
неосознанные сокровенные мысли.
Для перевода неосознанного переживания в осознанное З. Фрейд вынужден был прибегнуть к
методу свободных ассоциаций, переносу и интерпретации.
Пациенту предлагалось на вопросы врача отвечать первое, что приходит в голову (свободные
ассоциации).
Определение переноса, по мнению З. Фрейда содержит четыре основных утверждения: «перенос
является разновидностью объективных отношений; явления переноса повторяют прошлое отношение к
объекту; механизм перемещения играет важную роль в реакции переноса; перенос является
регрессивным феноменом». По Фрейду, перенос может быть отцовским, материнским, эдиповым,
доэдиповым. Он может быть объективным или нарциссическим в соответствии с тем, представлял ли
пациент своего психоаналитика как внешнюю персону, от которой он зависит, которую он любит или
ненавидит, или как часть самого себя. Перенос может быть положительным или отрицательным в
зависимости от того, расценивает ли пациент психоаналитика как доброжелательную или
недоброжелательную фигуру.
Классическим примером использования метода интерпретации является толкование
сновидений. По мнению З. Фрейда, сновидения всегда отражают желание человека. Но и в
сновидениях, по мнению З. Фрейда, есть своя цензура, не дающая в большинстве случаев выявиться
желанию в открытую. Если желание не совсем законно и прилично, то оно впрямую не проявляется и в
сновидении.
Монахиня не увидит во сне любовь понравившегося ей накануне юноши, но может увидеть, как
она гладит котенка, глаза которого по цвету напоминают глаза этого юноши. Сновидения — это символ,
сгусток, насыщенный образ желаний человека, но они почти никогда не являются их буквальным
отражением.
Все предметы, по З. Фрейду, обладающие объемом, являются символами женских половых
органов. Револьвер, нож, палка, то есть все плоские предметы, являются символом мужского полового
органа.
Симптом болезни (невроза) З. Фрейд тоже считает символом. Если истерик ослеп, это значит,
что он чего-то не хочет видеть или видит то, что видеть не хотел.
Далее З. Фрейд делит психику человека на три этапа: «ОНО» (аффект), «Я» (разум) и «СВЕРХ Я»
(мораль). З. Фрейду принадлежат термины: «сознательное» и «бессознательное».
До З. Фрейда считалось, что сознание не охватывало всего того, что человека окружает, хотя
войти в сознание любое явление может довольно легко.
«ОНО» — это область запрещенного бессознательного, это не только врожденные инстинкты, а
также подавленные мысли и желания, вытесненные в бессознательное. «ОНО» — требует, «Я» —
проверяет и запрещает в соответствии с реальностью. «СВЕРХ Я» — не всегда полностью сознательно.
Это моральный кодекс, выработавшийся у данного человека. Иногда желание проходит контроль «Я»,
так как «ОНО», грубо говоря, вполне выполнимо с точки зрения грубой реальности, но «СВЕРХ Я» часто
приводит к компромиссам между желаниями и моралью. «ОНО» — лошадь, «Я» — всадник, «СВЕРХ Я»
— план в голове всадника.
Отношения, по З. Фрейду, между тремя инстанциями человеческой психики динамичны. В них
происходит вытеснение нежелательных мотиваций, цензура — недопущение их обратно в сознание и
сублимация — переключение энергии влечения на что-нибудь другое. Из вышесказанного можно
заключить, что задачей психоаналитика является выяснение того, что именно вытеснено в область
бессознательного посредством определения главного направления действия цензуры. После этого
необходимо дать аффекту выход в сознание, чаще всего путем сублимации, если невозможно его прямое
удовлетворение. Так, можно увлечь человека какой-либо идеей (например, — написать роман).
«ОНО» — обиталище главным образом влечений и инстинктов. Инстинкты человека (или
безусловные рефлексы по И.П. Павлову) — пищевой, половой, оборонительный, рождаются на свет
вместе с ним. И.П. Павлов, поэтому и назвал эти рефлексы врожденными. По З. Фрейду, большинство
подавленных влечений носят сексуальный характер, так как в противном случае человек может умереть.
Половой инстинкт человек может подавить без прямой опасности для своей жизни. Продолжая свои
Hosted by uCoz