Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 232 
Next page End  

друг с другом, что находит подтверждение в психопатологии половых извращений.
Конкретные проявления либидо, по З. Фрейду, одинаковы у всех людей. Все дети в этом смысле
похожи. Следовательно, каждый инстинкт имеет наследственную природу. В поисках корней этой
наследственности З. Фрейд обратился к истории человечества, увлекаясь при этом мифами, сказаниями,
древними обычаями, считая их удобным материалом для исследования психики.
Анализируя все это, З. Фрейд обнаружил большое сходство культур разных народов, которое
заключается в том, что у всех народностей имеются какие-то беспричинные запреты ритуального
характера (табу) и поклонение какому-то божеству, сопровождающееся ритуальными пиршествами, на
которых всегда съедается что-то такое, что имеет отношение к божеству (тотему). Смысл табу и тотемов
неочевиден и символичен.
Таким образом, уже на заре цивилизации для каждого общества характерно наличие символов,
что, по З. Фрейду, является результатом конфликта между влечениями человека и теми ограничениями,
которые на него накладывает цивилизация. В первобытном обществе никаких моральных запретов не
существовало, там царило многоженство и каннибализм. Затем появилась власть патриарха, который
получил право безраздельно пользоваться любой женщиной и право первого куска на пиршестве. Позже
в племенах начались бунты, во время которых «сыновья» убивали своих «отцов» и получали право
пользоваться их женщинами.
В связи с тем, что в таких условиях естественно общество существовать не может, сыновья
сооружали себе символ отца — «тотем», которому, с одной стороны, поклоняются, а с другой —
которого время от времени поедают. Эти мотивы убийства бога, очищение от первородного греха и
поглощения тела убитого бога проходят через все религии. Анализ развития цивилизации
свидетельствует о том, что оно проходило с возникновением все новых запретов.
«Цивилизация, — писал З. Фрейд, — создала человеку удобства, но отняла у него счастье...».
Прежде всего, считает З. Фрейд, цивилизация угнетает половой инстинкт в смысле ограничения
внутрисемейных, кровных половых отношений. Этот запрет существует во всех цивилизациях.
Инстинкт полигамии — доказательство стремления иметь всех женщин своими.
Второе достижение цивилизации — это отказ от каннибализма и отказ от убийства. С этой точки
зрения понятно, что развитие каждого индивидуума в миниатюре повторяет развитие цивилизации.
Врожденные инстинкты человечества — это унаследованная история человеческого общества.
Достижения цивилизации, по З. Фрейду, невелики. Несмотря на запреты, победа над инстинктами
неполная. Лишь каннибализм запрещен, да и то в неполном смысле. «Съедают» своих врагов разными
способами. Часто стремление к убийству, подавленное в законодательном порядке, находит выход в
войнах, которые, по мнению З. Фрейда, являются не социальным, а биологическим явлением. Здесь З.
Фрейд полемизировал со многими пацифистами, в частности с А. Энштейном, объясняя неизвестность
существованием инстинкта смерти. По З. Фрейду, пацифист — это не более чем одиночка, отказавшийся
от стихийных удовольствий агрессии.
Далее З. Фрейд глубоко анализирует психологические корни религии как средства коллективной
защиты от опасностей жизни, как коллективного амулета — защиты от опасностей цивилизации. В
религии всегда существует бог. Чувства, испытываемые человеком по отношению к богу, по мнению З.
Фрейда, являются отражением чувств, испытываемых по отношению к «отцу»; он защищает и
наказывает, его боятся и любят, он накладывает запреты на инстинкты, он коллективное «СВЕРХ Я»
всего человечества, он помощник и орудие цивилизации.
Однако, как считает З. Фрейд, для подавления инстинктов одной религии еще не достаточно.
Появляется идея вождя, по отношению к которому человек ощущает себя опекаемым, руководимым,
любимым. Потребность в вожде — это тоска по «отцу».
Искусство, по З. Фрейду, это сублимация либидо художника. Для зрителя искусство лишь тогда
действенно, когда оно, адресуясь к подсознательному, способствует сопереживанию, изживанию
собственных инстинктов.
«Картина общества, — пишет З. Фрейд, — не справившегося со своими первобытными
инстинктами, весьма печальна. Когда-нибудь разум победит, но возможно, что это произойдет так
нескоро, что человечество успеет погибнуть в буре разбушевавшихся инстинктов прежде, чем научится с
ними справляться».
Hosted by uCoz