Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 232 
Next page End  

Некоторые симптомы были ранее описаны исследователями (Е. Эскироль (1858), Морель (1861),
Фальре (1867), В. Маньян (1897), В. Гризингер (1868), Вернике (1893) и др.) и до настоящего времени
сохранили свои названия. Они играют важную роль в характеристике клинической структуры
болезненного процесса.
Симптоматика соответствующих заболеваний является пестрой и разнообразной и несмотря на
значительные успехи в развитии нозологического направления психиатрии и психотерапии, требует
дальнейшего изучения.
Глубокое изучение симптоматики при расстройствах нервно-психический сферы человека крайне
необходимо каждому клиницисту, пожелавшему избрать своей профессией профессию врача психиатра
или психотерапевта.
Вычленение отдельных признаков болезни, симптомов носит несколько искусственный, до
некоторой степени условный характер, но крайне необходимо для понимания сущности целостного
болезненного процесса.
В изложении вопросов общей психопатологии, по нашему мнению, наиболее целесообразно
использовать принцип условных рефлексов, с точки зрения которых физиологи рассматривают всю
практическую деятельность.
3.1. Восприятие
Начнем с рассмотрения процесса восприятия внешнего мира и его расстройств.
Что такое восприятие?
Под восприятием следует понимать сложный психический процесс конкретного отражения в
сознании человека предметов и явлений окружающего нас мира в совокупности их различных свойств и
частей, данных нам в ощущениях.
Ощущения появляются в результате воздействия раздражителей внешнего мира на органы чувств
(зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Впечатления, доставляемые органами чувств, как бы заряжают
личность, включают те условно-рефлекторные акты, которые, вступая между собой во все более
сложные связи, образуют основу того, что И.П. Павлов назвал высшей нервной или психической
деятельностью.
В оценке значения внешних впечатлений для психики существовали идеалистические и
материалистические концепции. Материалисты сыграли важную роль в утверждении значения
воздействия внешнего мира на человека. Так, Д. Дидро, (1791) утверждал, что в интеллекте нет ничего
того, чего не было бы в ощущениях. Он считал, что органы чувств являются свидетелями, а интеллект —
судьей. Мы не можем с этим согласиться потому, что с нашей точки зрения психика — это нечто единое
целое, и центры и периферия не могут быть независимыми друг от друга.
Согласно материалистическим воззрениям, материальный мир оказывает воздействие на наши
органы чувств, вызывая у нас те или иные ощущения.
По утверждению философов материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях, а
ощущение — источник нашего познания. Это положение имеет для нас исключительное значение. Если
бы не было внешних впечатлений, доставляемых органами чувств, не было вообще психического
функционирования, то не было бы основных предпосылок для развития психики. Подтверждением
этому могут быть некоторые патологии.
Если ребенок рождается глухим, и без специального обучения речь его не разовьется, он
сделается слабоумным. Если ребенок оглох в возрасте 2-3 лет, его развитие тормозится. Однако в этих
случаях, до десятилетнего возраста, при помощи особых методов обучения для глухонемых можно
научить их говорить и понимать речь, и развитие пойдет правильно.
Органы чувств, таким образом, играют большую роль в развитии мышления именно как орудие
познания внешнего мира и освоения окружающей среды. Но, конечно, восприятие не сводится только к
работе того или другого органа чувств. Компонентой зрительного или слухового восприятия являются и
чисто физиологические процессы, однако зрение ни в коем случае нельзя приравнять, например, к
простому фотографированию. Процессы восприятия не следует рассматривать как механическое
Hosted by uCoz